Откровения от Нацрыбресурса | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Откровения от Нацрыбресурса

03.10.2019 14:33:00

Сергей Харьков, руководитель этого ФГУП, дал интервью, полное интересных признаний и обмолвок.

Недавно медиапортал Fishnews.ru опубликовал большое интервью с врио генерального директора ФГУП «Национальные рыбные ресурсы» Сергеем Харьковым. Оно посвящено планируемому слиянию этого предприятия с Главрыбводом и ЦСМС, а также различным аспектам его деятельности. Амбициозные планы руководства ФГУП сразу декларированы в названии интервью - «Нацрыбресурс станет системообразующим предприятием рыбной отрасли». Как говорится, хорошая попытка! Но непонятно, как именно разведение мальков и раздача причалов в аренду может стать краеугольным камнем рыбной отрасли?

Впрочем, громкие заявления господина Харькова не ограничиваются одним заголовком. Странных моментов в интервью хватает, причем практически с первого абзаца.

Цитата №1: «Важнейшей частью работы для нас является обеспечение функционирования рыбных портов и поддержание их инфраструктуры. Но сразу скажу, что своими силами эту задачу можно выполнить только там, где у нас есть весь портовый комплекс. Сейчас по большому счету только в трех портах Нацрыбресурсу принадлежит полная инфраструктура с причальными стенками – в Корсакове, Калининграде и Махачкале. В остальных портах в нашем распоряжении только причальный фронт».

Достаточно вспомнить претензии Счетной палаты в адрес Нацрыбресурса, чтобы понять, государственным имуществом этот ФГУП распоряжается не особенно эффективно. По отдельным портам Дальнего Востока ситуация несколько лет назад была такая, что полпред президента по ДФО Юрий Трутнев в комментарии для ТАСС прямо называл Нацрыбресурс вредной и ненужной организацией.

Показательна и ситуация в Мурманске. Вместо того, чтобы сотрудничать с Мурманским морским рыбным портом (ММРП), в котором началась активная работа по модернизации и капремонту инфраструктуры, Нацрыбресурс предпочёл отдать причалы в аренду третьим лицам, которые не имеют никакого отношения к рыбной отрасли. Тем самым был разрушен единый комплекс по обслуживанию промысловых судов. И ММРП, чей холодильный терминал является крупнейшим в СЗФО, теперь не может обслуживать промысловые суда в полном объёме. Приходя в Мурманск, рыбаки теперь согласовывают выгрузку с ММРП, а постановку и заправку судов с другими организациями. А ведь это прямое противоречие с заявлением самого господина Харькова, мол, обеспечить функционирование рыбных портов и поддержание их инфраструктуры можно только там, где есть весь портовый комплекс. Получается, что слова руководителя Нацрыбресурса расходятся с действиями его предприятия в Мурманске.

Дальнейший рассказ Сергея Харькова о портах в Корсакове, Махачкале и Калининграде сводится к тому, что везде нужны масштабные инвестиции. Например, только по Калининграду не менее 6 млрд рублей. Похоже, будут добиваться государственного финансирования?

Цитата №2: «Вот что такое «передать причалы субъекту»? Чем тогда субъект будет отличаться от Нацрыбресурса? Да ничем абсолютно! Он, во-первых, будет вынужден включить в бюджет региона дополнительную строку «содержание причалов». А во-вторых, он же не будет сам осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, он точно так же сдаст эти причалы в аренду коммерческим структурам. И в чем тогда разница?»

Критикуя идею о передаче регионам права распоряжаться причалами, господин Харьков чётко и выпукло обозначил главный род деятельности своего предприятия – сдача в аренду государственного имущества, переданного в управление Нацрыбресурсу. Чудесное признание, прямо по Фрейду! Интересно, можно ли это назвать паразитированием?

Цитата №3: «В Мурманске, да, у нас были препятствия, были судебные претензии даже не столько к нам, сколько к Росимуществу, но пока все решения судов в нашу пользу. Ситуация осложняется тем, что о неразрывной технологической связи причалов с инфраструктурой заявил не только Мурманский морской рыбный порт, но и ряд других компаний. Поэтому передать эти гидротехнические сооружения кому-то в эксклюзивное пользование вряд ли возможно».

Ну начнем с того, что право АО «Мурманский морской рыбный порт» на бесконкурсное (не путать с эксклюзивным) получение причалов в аренду проистекало из федерального законодательства. Дело оставалось за малым – получить в Росморречфлоте подтверждение неразрывной технологической связи инфраструктуры рыбного порта с причалами. Но это ведомство по непонятным причинам затягивало с выдачей подтверждения. И, похоже, именно поэтому в ноябре 2018 года Нацрыбресурс быстро провёл аукцион по передаче в аренду причалов Южного грузового района, чтобы успеть до того, как ММРП получит официальное подтверждение. Кстати, Росморречфлот позже подтвердил порту «неразрывку» практически по всем причалам…

Цитата №4: «Сейчас мы проводим мероприятия по оценке причалов и получаем заявления на их аренду. Но прежде чем заключать новые договоры, нам бы хотелось четко понимать, какую инвестиционную составляющую готовы взять на себя арендаторы. Это может быть реконструкция холодильных мощностей, ремонт подкрановых путей, замена кранового хозяйства или еще что-то…».

В Мурманске холодильные мощности, краны и подкрановые пути принадлежат Мурманскому морскому рыбному порту, который за 3 года вложил более 600 млн рублей в ремонт и реконструкцию портового хозяйства. Однако Нацрыбресурс передал причалы не ММРП, а арендаторам, не имеющим соответствующих штата и инфраструктуры для обслуживания промысловых судов. Более того, бухгалтерская отчётность одного из арендаторов в 2018 году зияла нулями. О каких инвестициях со стороны таких пользователей может идти речь?

Цитата №5: «В любом случае это социальный проект (речь идет о магазинах по продаже рыбы, который Нацрыбресурс открыл в пяти регионах – mmrp.ru), он не приносит прибыли, а местами даже есть убытки, которые берет на себя Нацрыбресурс. Коммерческая выгода нулевая. [Мы] показали и населению, и рыбакам, что рыба может быть доступной… И самое важное, что, когда мы открываем магазин и начинаем продавать рыбу ниже рынка, остальным торговым точкам тоже приходится снижать цены».

Удивительно, что за 20 лет своего существования Нацрыбресурс открыл всего пять магазинов с доступной рыбой, причем в рыбных регионах, где традиционно и так ассортимент неплохой. Вдобавок, как пишет, к примеру, «Вечерний Мурманск», цены в магазине «Портовый» не особо отличаются от средних по рынку. Но самый главный вопрос – как будут держать цены предприниматели-бессребреники из ФГУПа, когда деньги кончатся? Попросят у государства?

Цитата №6: «Есть у нас в планах строительство рыбного магазина во Владивостоке... мы хотим этот магазин сделать своего рода визитной карточкой, чтобы его было не стыдно показать хоть министру, хоть губернатору, хоть президенту».

Постойте, а разве эти магазины Нацрыбресурс не для населения открывал, желая обеспечить всех дешевой рыбой? Или магазины в Мурманске и Находке таковы, что туда стыдно губернатора пускать, не говоря уж о президенте? Похоже, основная задача ФГУПа – вышестоящим чиновникам понравиться, а не на развитие отрасли работать!

Вообще, вся политика Нацрыбресурса в отношении этих магазинов выдаёт ностальгию их руководства по социалистическим методам управления экономикой. Судите сами:

1) открываются убыточные магазины, где рыба продаётся по цене ниже оптовой;

2) финансовые потери погашаются за счёт других проектов (возможно, теми же арендными платежами за причалы);

3) цены при этом, как заявляет Сергей Харьков, согласовываются с Росрыболовством. По сути, рыбное ведомство берёт на себя функции советских Госплана и Госкомцена, почивших еще 30 лет назад;

4) в лучших очковтирательных традициях советских чиновников создается магазин, который не стыдно показать президенту.

Если Росрыболовство, как регулятор отрасли, действительно ставит целью сделать рыбу доступной для населения, то надо не открывать дотационные магазины в паре-тройке регионов, а создавать условия для привлечения рыбаков на родной берег. Цены на рынке должны снижаться благодаря конкуренции, а не за счёт попытки огосударствления секторов экономики!

Цитата №7: «…Думаю, что при хорошем раскладе этот законопроект [об акционировании ФГУП «Нацрыбресурсы» - mmrp.ru] будет внесен в октябре в Госдуму… На сегодняшний день, на мой взгляд, концепция законопроекта проработана по максимуму. В частности, она предусматривает, что любое распоряжение имуществом будущего акционерного общества будет происходить только через указ президента».

Вообще-то имуществом акционерного общества распоряжаются акционеры (Росимущество) и совет директоров. Да и сложно представить, что президент России будет ещё тратить время на руководство Нацрыбресурсом. Или апелляция к авторитету президента – это способ уйти от контроля со стороны отраслевых ведомств и правительства РФ?

Кстати, если Нацрыбресурс действительно будет акционирован, то он утратит и право на распоряжение причалами, поскольку они останутся в госсобственности. Получается, что предприятие потеряет главный источник пополнения своего бюджета – доходы от сдачи причалов в аренду.

Цитата №8: «В реальности произойдет объединение трех структур, даже не объединение, а передача имущественных комплексов, и в результате будет создано системообразующее предприятие рыбной отрасли. Оно будет охватывать своего рода жизненный цикл: разведение малька, мелиорацию, компенсационные мероприятия, выращивание товарной рыбы, производство рыбной продукции глубокой переработки, отправку ее на прилавок и т.д.»

Господин Харьков постоянно упускает из виду, что Федеральная антимонопольная служба не одобряет создание таких системообразующих компаний, справедливо видя в них, как и во ФГУПах, угрозу свободной конкуренции.

Впрочем, если обобщить всё вышесказанное (показуха, контроль цен, дотации магазинам, отсутствие средств на модернизацию причалов, нежелание рассматривать проекты государственно-частного партнёрства в портах), то можно сделать вывод, что руководство рыбной отрасли действительно хочет развернуться и пойти назад к социализму, точнее, к нелучшим его проявлениям.

Крайне полезное интервью дал господин Харьков, многое проясняющее. Оно лишний раз подтвердило, что намерение ФАС ликвидировать ФГУПы - очень правильное!