Андрей Чибис попытался примирить рыбный порт и арендаторов причалов

31.05.2019 17:29:00

Но состоявшееся 28 мая совещание не привело ни к какому решению.

Нашумевшее совещание в Мурманском морском рыбном порту с участием главы Росрыболовства Ильи Шестакова и врио губернатора Андрея Чибиса удивило не только журналистов, которых туда вызвали в большом количестве, но попросили удалиться уже через пять минут после начала. Было озадачено и руководство ММРП, поскольку предполагавшийся регламент мероприятия, организованного по поручению главы региона, оказался нарушен. А вместо дельных предложений от Росрыболовства и «Нацрыбресурса» по развитию порта и отрасли началось выяснение отношений.

Собака на сене

Планировалось, что зам. губернатора Ольга Кузнецова представит проект развития рыбного порта, которое подготовило руководство ММРП, консультируясь с правительством области. Потом управляющий портом Олег Креславский должен был ответить на вопросы по проекту, а затем ожидалось обсуждение болевых точек и способов их решения. Главных проблем две – снижение поставок рыбы и, конечно, причалы рыбного порта. В начале 2018 года Росимущество передало их «Нацрыбресурсу», а тот, в свою очередь, сдал часть причалов в аренду третьим лицам, нарушив права ММРП. Рыбный порт продолжает настаивать, что комплексное обслуживание промыслового флота в порту невозможно, пока причальная стенка принадлежит одному , а вся остальная инфраструктура - холодильники, портальные краны, подъездные пути, открытые и закрытые склады – другому. Единый комплекс порта, спроектированный и созданный в советские годы, оказался раздроблен таким решением. Руководство ММРП разработало подробный план развития порта на ближнюю и дальнюю перспективы при условии управления причалами в рамках государственно-частного партнерства (концессии). Первоначальный состав участников предполагал, что какой-то проект резолюции по итогам совещания уже готов.

Но Илья Шестаков с порога заявил, что «мы эти причалы готовы передавать, чтобы эта работа [по развитию порта] велась. Но, коллеги, эта работа двусторонняя, вы должны двигаться вперед, навстречу, вы должны понимать, что с портом будете делать. Концепцию представлять, а не просто пытаться захватить причалы и потом сидеть с ними как собака на сене. Мы такое проходили на Дальнем Востоке такие же вопросы - только отдайте причалы, нам больше ничего не надо».

Но парадокс в том, что с позиции собаки на сене сейчас выступает не ММРП, оставшийся без причалов, а ФГУП «Нацрыбресурс», подчиняющийся Рорыболовству. Именно «Нацрыбресурс» проигнорировал права ММРП на пользование причалами. Именно «Нацрыбресурс» потребовал от порта прекратить швартовку судов. Именно «Нацрыбресурс» незаконно сдал причалы в аренду двум компаниям, не оговорив сохранение рыбной специализации причалов. Это уже повлекло конфликт между портом и арендатором и помешало швартовке и выгрузке судов с рыбой. А на днях арендатор сорвал учения рыбного порта по ликвидации разливов нефти, просто запретив постановку танкера к причалу…

Кстати, судя по оговорке, мол, надо, чтобы работа в порту велась, глава рыбной отрасли не знаком с теми положительными изменениями, которые за последние три года произошли в порту благодаря деятельности АО «ММРП».

ММРП готов вложить в развитие свыше 14 миллиардов рублей

Доклад Олега Креславского начался с перечисления положительных изменений, произошедших в порту за 3 года после приватизации. В первую очередь, налажена бесперебойная работа перегрузочного комплекса, реконструирован холодильный терминал №3, обновлён парк малой перегрузочной техники, приобретён новый портальный кран, а старые краны отремонтированы и теперь регулярно проходят профилактику. Оба холодильных терминала ММРП аттестованы Россельхознадзором на соответствие требованиям Евросоюза, Канады, США, Китая для стран-экспортеров. Капитально отремонтированы тепловозы, обновлена часть подкрановых путей, модернизирована и аккредитована санитарно-экологическая лаборатория. Выполнен большой комплекс работ по ремонту и модернизации тепло-, водо- и электросетей.

Одним из главных результатов этой работы стало увеличение скорости обработки судов. За 3 года в ремонт и развитие инфраструктуры порта вложено свыше 0,6 млрд рублей (в том числе инвестиций в основной капитал– 304 млн). Напомним, за последние 9 лет госуправления в порт было инвестировано только 70 млн.


Каким в ММРП видят план своего развития? Общий объем инвестиций должен составить 14 млрд рублей в реконструкцию и строительство причалов, строительство контейнерного и зернового терминалов, приобретение новых кранов, капитальный ремонт подкрановых путей, строительство складов и очистных сооружений. Причем первые 5 млрд готов инвестировать в ближайшие 10 лет. Эти меры увеличат мощности порта до 1 миллиона тонн грузооборота в год.

Где взять деньги на всё это? Во-первых, за счёт прибыли порта. Во-вторых, за счёт отказа акционеров от получения дивидендов. В-третьих, за счёт кредитов.

Что порт ждёт от государства? Государство на условиях концессии (государственно-частного партнерства) передаёт ММРП в эксплуатацию причалы, а также продаёт в соответствии с законом о портах земельные участки и задействует механизмы гарантий, поручительств, субсидирования процентных ставок по кредитам, выпуска инфраструктурных облигаций. В идеале, конечно, государство может поспособствовать возвращению рыбаков на российский берег, например, снижая административные барьеры, решая проблему незаходных судов, принимая протекционистские законы для развития своей рыбной отрасли, а не иностранной. Чтобы порт в Мурманске мог конкурировать с Норвегией, надо развивать его как сервисный центр для обслуживания судов, привлекать агентирующие компании, отечественных поставщиков промвооружения и ЗИП, а не дробить его по причалам.

Интересно, что ни «Нацрыбресурс», ни арендатор причалов, присутствовавшие на совещании, не представили никаких предложений по развитию рыбного терминала в Мурманске. Арендатор, правда, заикнулся о развитии перевалки генеральных грузов в южном районе. И получил на это резонный ответ Андрея Чибиса, что для генеральных грузов есть торговый порт и терминал в Лавне, а в рыбном порту хотелось бы видеть рыбу.

Оператор морского терминала должен быть единым

Выслушав доклад Креславского, Илья Шестаков продолжил линию, озвученную в начале совещания.

- Никакого концессионного соглашения не будет! – категорически заявил портовикам глава Росрыболовства. – Причалы уже сданы в аренду.

- Да, «Мурманскому складскому терминалу» и «Севгазсервису», - с готовностью подтвердил генеральный директор «Нацрыбресурса» Сергей Харьков. И подчеркнул, что по некоторым другим причалам есть подтверждение неразрывной технологической связи у компании «Кольский берег» и Мурманского рыбокомбината. – А вот у рыбного порта такой связи нет!

- Мы в Росморречфлот передали 30 килограммов документов на подтверждение неразрывной технологической связи порта с причалами. Но это ведомство уже полтора года не может ни подтвердить её, ни отказать в подтверждении, - объяснила финансовый директор порта Анастасия Креславская. – Хотя даже «Нацрыбресурс» установил такую связь письмом от 04.07.2018. Значит, ФГУП не имел никакого права проводить аукцион по аренде причалов, поскольку это нарушает бесспорные права порта.

- Конечно, причал должен принадлежать тому, кому принадлежит холодильник и краны, расположенные напротив этого причала, - согласился Андрей Чибис. - Но поскольку порт и арендатор причалов не могут договориться друг с другом, то, может, стоит создать в порту единую структуру для обслуживания рыбаков? Трехстороннюю – порт, арендатор и область, которая будет выступать третьей силой и гасить конфликты между первыми двумя. Рыбаки не должны страдать от этой неразберихи! Рыба – наша первоочередная задача! Порту нужен единый оператор.

- Единый оператор есть – это владелец комплекса по обслуживанию рыбопромыслового флота, то есть АО «Мурманский морской рыбный порт». В конце концов, рыбаки приходят в порт не для того, чтобы к причальной стенке привязаться! – возразила Анастасия Креславская.

Дальнейшие детали полемики приводить нет смысла. Врио губернатора призывал стороны конфликта стать партнёрами и договориться. Арендатор возражал, что пусть тогда порт разделит его расходы на ремонт причалов (которого, не было с 01.02.2018 и стоимость которого до сих пор никому не известна). Всплыл вопрос и о планируемом на 2019 год акционировании «Нацрыбресурса», а значит, причалы опять должны вернуться Росимуществу. С таким тезисом уже не согласился Илья Шестаков, хотя у порта в своё время забрали причалы именно по этой схеме.

- Другого быстрого решения у нас нет, только создание единой трехсторонней структуры, - заявил Андрей Чибис, подводя итоги совещания. – У вас срок до пятницы, чтобы всё обсудить друг с другом.

- Понятно, что порт может долго судиться, отстаивая свои права, но параллельно надо договариваться с партнёрами о текущей работе, - подтвердил Илья Шестаков.

На этом совещание закончилось, а проблемы остались…

Проблему нехватки рыбы просто проигнорировали

Конечно, инициатива Андрея Чибиса, попытавшегося разрешить конфликт в порту, достойна одобрения. Но, увы, в этой ситуации не может быть лёгких решений. Создание нового юрлица – как единственного оператора на рыбном терминале – бессмысленно не только потому, что стороны не могут договориться. И дело даже не в том, что эти партнёры ММРП навязаны насильно. Просто единый оператор давно есть. Вся история Мурманского морского рыбного порта, который уже 3 июня будет отмечать своё 85-летие, говорит об этом. Рыбный порт был спроектирован, построен и функционировал как единое полноценное хозяйство, предоставляющее рыбному флоту все услуги – от постановки к причалам и выгрузки до бункеровки водой и топливом, от снабжения судов электроэнергией и связью до вывоза мусора из трюмов. АО «Мурманский морской рыбный порт» продолжает оказывать все эти услуги, кроме постановки судов и то, надеемся, временно. Более того, ММРП успешно решает проблемы, накопившиеся за последние два десятка лет государственного управления портом.

А вот умножение числа собственников причалов приводит только к ухудшению качества обслуживания рыбаков и конфликтам сторон и ведомств. Это наглядно показало и состоявшееся совещание.

- Причалы – ведь только одно из звеньев технологической цепочки по обслуживанию судов. Мы готовы инвестировать большие средства в рамках государственной стратегии по развитию морских рыбных терминалов, - говорит управляющий ММРП Олег Креславский. – Но главное – меры государственного регулирования рыбного потока. Этот вопрос на совещании был проигнорирован…

Послесловие

Уже вечером после совещания стало известно, что Росморрефлот наконец-то подтвердил наличие неразрывной технологической связи между АО «Мурманский морской рыбный порт» и почти всеми причалами рыбного порта. Это лишний раз доказывает правоту портовиков, которые постоянно говорят, что «Нацрыбресурс» не имел права проводить конкурс по аренде причалов южного грузового района. Ведь у ММРП, согласно федеральному законодательству, преимущественное право на эксплуатацию причалов. Значит, договариваться с навязанными партнёрами предприятие будет уже в суде. А пока, как и все 85 лет своей истории, Мурманский морской рыбный порт продолжает разгружать суда с рыбой!

 

 

 

 

 


Раздел не найден.