'Мурманский вестник': Заждались причалы грузов | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

'Мурманский вестник': Заждались причалы грузов

26.05.2017 10:29:00

Сегодня визит в рыбный порт особого оптимизма не внушает. Давно прошли те времена, когда траулеры стояли здесь в очереди на разгрузку в три, а то и четыре борта. Конечно, кое-какие перемены к лучшему есть. Да, монтируется новый портальный кран - ярко-синий «Альбатрос». Да, шустро бегают у холодильников современные автопогрузчики. Но объемами перевалки грузов предприятие похвастаться не может - они падают из года в год. Один взгляд на причал, где на значительном удалении друг от друга стоят небольшие рыболовецкие суда - из Карелии, с Сахалина, это подтверждает. Да и сами руководители ммрп не собираются скрывать реального положения дел. Известно, что благополучие порта зависит от поставок рыбы на берег, а они сокращаются с каждым годом.

- К сожалению, это так, - подтвердил управляющий АО «ММРП» Олег Креславский на прошедшей недавно в порту пресс-конференции. - Судите сами: в 2013 году порт обработал 259 тысяч тонн рыбопродукции. Это был максимум. С тех пор объемы падали и падали, дойдя до отметки 179 тысяч тонн в 2016 году.

Почему так происходит? На этот вопрос портовики дают определенные ответы. Во-первых, сегодня судовладельцам гораздо выгоднее продавать улов за рубеж, чем поставлять на родной берег. Во-вторых, отсутствует протекционистская политика государства по отношению к предприятиям береговой рыбопереработки. Нельзя забывать и об административных барьерах, отпугивающих рыбаков от родного причала. Не случайно иные капитаны теперь требуют указать в контракте возможность выгружать улов не в Мурманске, а в других портах: никому не хочется невзначай попасть под уголовную статью в случае даже небольшого перевеса или недовеса продукции (а этого в условиях морских штормов невозможно избежать).

Однако и с себя портовики вины не снимают. Нельзя отрицать того, что рыбопромышленников не устраивало техническое состояние перегрузочной техники, находящейся на вооружении ММРП, а также связанная с этим низкая скорость обработки судов.

- Наиболее показательным стал январь 2016 года, - напомнил Олег Креславский. - Тогда нам удалось привлечь в порт транспорт с пятью тысячами тонн рыбы, добытой у берегов Африки. Но когда судно пришло, оказалось, что в южном грузовом районе работает только один портальный кран, а остальные вышли из строя.

Неудачный опыт - тоже опыт. Хотя вроде бы очевидно: прежде чем звать рыбаков выгружаться, следует обеспечить им необходимые условия (вообще-то такое состояние перегрузочной техники возникло, пока порт находился в госсобоственности. В январе 2016 года новые владельцы управляли предприятием меньше месяца - комментарий АО "ММРП").

Ставку сделали на обновление технических мощностей, увеличение скорости обработки судов. Впервые за последние 24 года был приобретен новый портальный кран «Альбатрос». Примерно через месяц, когда завершится монтаж, он вступит в производственный процесс. Кран имеет грузоподъемность 20 тонн, а главное, приспособлен к работе в условиях Заполярья.

Кроме того, в 2016-2017 годах отремонтировано 27 единиц крановой техники. В прошедшем году приобретено 4 новых электрокара и 3 автопогрузчика. Последний раз такая техника покупалась шесть лет назад. Еще два электропогрузчика приобретено в нынешнем апреле. Эти небольшие, но мощные машины также вполне адаптированы к работе на Крайнем Севере, что журналисты смогли увидеть своими глазами, побывав после пресс-конференции во втором грузовом районе порта. Две тонны груза они поднимают на 4,5 метра, что превосходит аналогичные показатели машин прежнего поколения.

Немало внимания портовики уделили и состоянию своих холодильников. Вплотную взялись за ремонт третьего, установив новые ворота в низкотемпературных камерах, что сразу улучшило температурный режим. Кроме того, заменили светильники в холодильных камерах на светодиодные. Все это журналисты смогли увидеть своими глазами.

На пресс-конференции Олег Креславский и председатель совета директоров Александр Романов рассказали об экономических и финансовых итогах работы предприятия в 2016 году и планах на 2017-й, а также на среднесрочную перспективу.

Озабоченности нынешним состоянием дел портовики не скрывали. И все-таки, как считают руководители предприятия, некогда являвшегося одним из локомотивов экономики Мурманска, а теперь попавшего в тяжелый кризис, выход есть. И в первую очередь это участие в масштабных работах, которые разворачиваются на арктическом направлении.

- Сегодня идет достаточно серьезная работа по освоению шельфовых месторождений, - подчеркнул Александр Романов. - Здесь у нас сосредоточены интересы компаний «Новатэк», «Газпром», «Газпром нефть», и все они в той или иной степени нацелены на работу по подготовке, освоению, строительству и так далее. Мы не собираемся стоять в стороне, потому что грузовые площадки, технические возможности и людские ресурсы у нас для этого есть. Порт продолжает работу по перевалке грузов нефте- и газодобывающих компаний. Мы достаточно активно работаем с компанией «Газпром нефть - Снабжение». Есть еще одна компания, которая развивает это направление, и, безусловно, мы будем эту работу продолжать, потому что она должна дать порту не только работу, но и дополнительные инвестиции, в том числе и на поддержание развития инфраструктуры. В будущем мы собираемся восстановить большую часть внутрипортового железнодорожного полотна, а также сформировать терминальный принцип работы.

Александр Романов заявил о готовности руководства ММРП инвестировать очень приличные средства также в модернизацию и поддержание в рабочем состоянии причальной линии.

- Но для этого нам потребуется иметь более длительную перспективу, связанную с эксплуатацией причалов, вопросами управления территорий, - уточнил он.

По словам Романова, сегодня ММРП способен переваливать до 500 тысяч тонн рыбы и морепродуктов в год. Иначе говоря, его возможности в несколько раз превышают нынешние объемы поставок.

И пока, несмотря на все усилия, порт продолжает лихорадить. Тормозят работу экономические сложности. Все еще не удается должным образом отладить взаимодействие с рыбаками - заранее выстроить график заходов судов под разгрузку. Без необходимой информации с промысла получается то густо, то пусто, а рыбопромышленники ее дают нерегулярно.

Журналисты не могли не задать вопрос: если нынешние владельцы хорошо понимали, сколько у порта прорех, зачем же покупали? В чем был интерес?

- В перспективе, - не задумываясь, ответил Александр Романов. - По данным исследований, к 2030-2035 годам Северный морской путь будет свободен от льда для навигации не месяц-полтора в году, как нынче, а четыре-пять. Вот тогда наш порт станет особенно востребованным.

Источник: "Мурманский вестник"