Рыбный порт не должен гасить чужие долги! | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Рыбный порт не должен гасить чужие долги!

13.08.2021 12:05:00

Мурманский морской рыбный порт прокомментировал заявление прокуратуры о нанесённом природе ущербе.

На днях Мурманская межрайонная природоохранная прокуратура бодро рапортовала об очередном успехе. Дескать, Первомайский районный суд удовлетворил их требования к Мурманскому морскому рыбному порту о возмещении ущерба природе в 1 миллион рублей, нанесённом при строительных работах в акватории Кольского залива. Многие СМИ подхватили эту тему, не разобравшись и не спросив комментария у ММРП. Некоторые даже написали, что порт эту сумму уже погасил.

Увы, межрайонный прокурор в своём пресс-релизе забыл уточнить, что те самые работы велись в 2013-2015 годах, когда порт находился в госсобственности, а управляли им люди, назначаемые Росимуществом по согласованию с Росрыболовством. Многие из них сейчас работают в ведомствах с приставками Рос- и Нац- в названии. Вероятно, поэтому прокуратуре проще спросить с порта. Ведь предприятие никуда не делось и уж точно отличается платежеспособностью.

Разумеется, Мурманский морской рыбный порт согласен с тем, что нанесённый природе ущерб надо возмещать. Вопрос только в том, кто должен это делать? Есть основания полагать, что точно не порт!

1. Причалы-то государственные

Да-да, причалы находятся в госсобственности. Поэтому ММРП мог распоряжаться ими только на основании договора доверительного управления с Росимуществом. Для этого в 2008 году в порту было создано обособленное подразделение – служба доверительного управления причалами. Поскольку ремонтные работы были проведены СДУП с целью надлежащего обслуживания и эксплуатации причалов, то возмещать нанесённый при этом ущерб необходимо за счёт их собственника. А им является Российская Федерация – в лице Территориального управления Росимущества по Мурманской области и Республике Карелия. Следовательно, именно это ведомство и должно являться надлежащим ответчиком по иску прокуратуры. Более того, все дноуглубительные работы у причалов проводились по предварительному согласованию с Росимуществом, осуществлявшим контроль за переданным имуществом.

2. Росимущество претензий не предъявляло

У службы доверительного управления был собственный счёт для погашения расходов по вверенным причалам. Когда в 2018 году Росимущество досрочно разорвало договор доверительного управления с ММРП, все активы по СДУП, включая средства со счёта подразделения, были переданы этому ведомству. Никаких претензий у Росимущества при приёмке причалов не возникло – ни по их состоянию, ни по возможным долгам по нанесённому природе ущербу. А если бы и возникло, то денег на счёте СДУП хватило бы достаточно для погашения претензий природоохранной прокуратуры.

3. Прокуратура пытается экономить?

Вред окружающей среде при производстве ремонтных работ был причинен в период 2013-2015 годах. И прокуратура, и Росрыболовство знали о наличии невозмещенного вреда окружающей среде, однако в суд с иском о компенсации не обращались. И только после того, как договор доверительного управления был расторгнут, а причалы выбыли из пользования рыбного порта, была начата претензионная работа. Такое поведение прокуратуры можно расценить как злоупотребление, поскольку в период нахождения причалов в доверительном управлении причиненный ущерб был бы компенсирован без судебного процесса за счет прибыли от эксплуатации этих причалов, аккумулировавшейся на счету СДУП, а не за счёт личных средств порта. Кто-то таким образом решил сэкономить бюджетные деньги? Похвально, что тут скажешь.

4. Хитрости подрядчика

Подрядчиком по дноуглубительным работам по ряду причалов выступало ООО «Баренц Марин Инжиниринг». По каждому объекту договор с ММРП заключался отдельно. Так вот, согласно договору по причалу №5, именно эта компания должна была самостоятельно и возместить ущерб, нанесённый окружающей среде, и согласовать производство работ с надзорными органами. Подрядчик получил такое согласование у Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства. Но это ведомство, выдавая согласование, указало, что отвечать за нанесённый ущерб будет ММРП. Правда, до порта эта информация была доведена только… в 2018 году, уже после приватизации.

5. Вишенка на торте

Ну и ещё один момент. Доходы, извлекаемые из пользования причалами в рамках доверительного управления, пропорционально делились между портом и Росимуществом. Правда, ММРП как управляющая организация получил за 2008-2018 год вознаграждение в размере всего 790 тысяч рублей, а Росимущество – свыше 30 млн рублей! Очевидно, что вознаграждение порта не включало средства на покрытие различного рода ущерба, связанного с надлежащим управлением причалами. А вот Росимущество легко могло бы компенсировать эти траты. Но не стало…

***

В общем, в этой ситуации, когда на АО «Мурманский морской рыбный порт» пытаются навесить чужие долги, остаётся одно – подавать апелляцию! А что до сбережения природы, то именно нынешняя команда ММРП приступает к возведению дорогостоящих очистных сооружений в Южном грузовом районе. О необходимости этого объекта не задумывались ни в 60-х годах прошлого века, когда район строился, ни в начале XXI века, когда важность экологии была очевидна всем, кроме тех, кто управлял портом от имени государства. Зато сейчас, когда предприятие всерьёз озаботилось вопросами природосбережения, кое-кто так и норовит отсудить миллион-другой.