2020-й оказался очень непростым не только для страны, но и рыбной отрасли. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы и в работу Мурманского морского рыбного порта. О том, как удалось пройти этот год, рассказал управляющий АО ММРП Олег Креславский.
О пандемии
- Порт оперативно отреагировал на мартовские события. Мы приобрели запасы антисептика, установил на рабочих местах санитайзеры и бактерицидные излучатели, обеспечили масками и перчатками сотрудников, периодически проводили тестирование на COVID, отправили на удалёнку тех, кто находится в группе риска. Разработали регламент работы с судами, находящимися на карантине. Даже если Роспотребнадзор запрещал членам экипажа спуск на берег, то выгрузка рыбы всё равно продолжалась. Поэтому докерам приходилось работать без живого контакта с моряками, вся связь шла через стивидора – по рации или телефону. Кроме того, мы закупили и передали в «Скорую помощь» внушительный запас перчаток и одноразовых костюмов для поездки к больным.
- Эти меры дали какой-то эффект?
- Сложно сказать. Ведь изолировать людей только на территории порта невозможно, всё равно они могут подхватить вирус дома, в общественном транспорте, в магазине. Поэтому заболевшие есть. К огромному сожалению, вирус забрал жизнь старшего механика комплекса механизации ММРП Валерия Сергеевича Удалова. Это большая потеря для порта…
- Соболезнуем... А какие-то экономические трудности порт испытывал из-за пандемии?
- В целом, нет. Более того, в апреле мы получили неожиданную прибавку к грузообороту за счёт незаходных судов, когда Норвегия временно закрыла свои порты. Поэтому такие траулеры, оформив временное разрешение, смогли зайти в Мурманск. Но вскоре профилактические меры у западных соседей ослабли, и эти суда вновь вернулись к привычному образу действия.
О рыбе и грузообороте
- Рыбопродукция составляет львиную долю в грузообороте порта. Но при этом он продолжает падать. Почему?
- Смотрите сами: за 11 месяцев 2020 года рыбаки Северного бассейна добыли почти 465 тысяч тонн, при этом грузооборот рыбопродукции в порту за этот же период составил всего 36% от этого количества. Ну, допустим, часть уловов ушла в Архангельск и Петербург, небольшое количество приняли другие рыбные терминалы Кольского залива, мы ведь не единственные, хотя и самые крупные. Но остальная-то рыба где? Ответ прост: уходит за рубеж, где куда более привлекательные для рыбопромышленников цены. И их можно понять, бизнесу выгоднее экспорт. Другое дело, что такая политика оставляет мурманских докеров без работы, рыбоперерабатывающие фабрики - без сырья, а судоремонтников - без заказов. Как следствие, какие-то предприятия закономерно гибнут, а кому-то не хватает средств для развития. А потом мы слышим от рыбных «генералов», что в Мурманск заходить бессмысленно, так как здесь уже нет судоремонтной базы. Поэтому низкий поклон тем рыбакам, кто продолжает возить уловы на отечественный берег!
- И какой выход из ситуации?
- Только во вдумчивой государственной политике в сфере рыболовства. Возможно, в налоговой и таможенной амнистии для незаходных судов, в преференциях тем компаниям, кто проводит глубокую переработку сырья на береговых рыбофабриках. Ну и разумеется, в проектах, направленных на развитие привлекательности мурманского берега для рыбаков.
Об инвестициях
- В феврале исполнится пять лет, как порт был приватизирован. Что изменилось с тех пор, как новые собственники приступили к управлению ММРП?
- Мы приобрели у государства очень непростой актив. Порт испытывал острую необходимость в техническом перевооружении, инфраструктура была отчаянно изношена, в ремонте нуждались здания, краны и подкрановые пути, буксиры, тепловозы, инженерные коммуникации. Как следствие, часто задерживалась обработка судов, потому что техника постоянно ломалась А из-за этого снижалась конкурентоспособность порта по сравнению с той же Норвегией.
- И что же вы предприняли?
О причалах и арендаторах
- С 2018 года рыбный порт ведет борьбу за возможность распоряжаться своими причалами. Расскажите, в какой стадии сейчас этот процесс?
- Напомню, что причалы порта – собственность государства, поэтому до начала 2018 года ММРП распоряжался ими на основе доверительного управления. Но эта модель не позволяла предприятию серьезно вкладываться в их ремонт и реконструкцию, притом, что состояние многих из них аховое! Решив наиболее острые проблемы с техникой, мы хотели заняться и причалами, в 2017 году разработали проект концессии, то есть, государственно-частного партнерства по этому имуществу. Проект получил предварительное одобрение Минэкономразвития РФ. Но Росимущество, тем не менее, передало почти все наши причалы в ведение ФГУП «Нацрыбресурс». Тем самым, был разорван единый комплекс по обслуживанию промысловых судов, много лет функционировавший в Мурманске.
- Неужели чиновники этого не понимали?
- Сложно сказать, но последующие действия Нацрыбресурса явно противоречат федеральной Стратегии развития рыбных терминалов, принятой Минсельхозом ещё в 2017 году. Вместо того, чтобы комплексно развивать рыбный терминал морского порта Мурманск, федеральное предприятие провело аукцион по аренде причалов Южного района, где происходит основная выгрузка судов с рыбой. Нацрыбресурс проигнорировал преимущественное право ММРП на заключение таких договоров на бесконкурсной основе. В результате причалы оказались в аренде на 49 лет у организаций, не имеющих никакого отношения к рыбной отрасли. Более того, не имеющих никакого имущества и персонала для эксплуатации госсобственности.
- И как это аукнулось порту и рыбакам?
- Рыбаки сразу столкнулись с повышением тарифов на швартовку и стоянку судов. Порой арендаторы ставили суда с генеральными грузами у причалов напротив холодильников, мешая обслуживанию траулеров и транспортов с рыбой, вынуждая их ждать на рейде. Арендаторы препятствовали даже проведению учений по ликвидации разливов нефти в порту.
- Но может быть, такая политика арендаторов и "Нацрыбресурса" хотя бы компенсировалась ремонтом причалов, проведённым за счёт полученной прибыли?
- Увы, нет! Надзорные органы установили, что за эти два с половиной года ни арендаторы, ни «Нацрыбресурс» к ремонтам причалов даже не приступали.
- И вы пошли в суд?
- Разумеется! Мы обжаловали конкурсы по аренде восьми причалов Южного грузового района. Два года тяжб привели к закономерному результату – по всем(!) причалам уже вынесены решения в пользу порта. По 44-му причалу дело дошло даже до коллегии Верховного суда. Суды признали, что проведение аукционов действительно нарушило федеральное законодательство и права ММРП. В итоге, арендаторы с 1 ноября расторгли договор с Нацрыбресурсом, уйдя с причалов. Решает ли это проблемы порта? Частично, ведь причалы просто вернулись в ведение Нацрыбресурса. А этот ФГУП по-прежнему держит там танкеры в отстое, что сокращает фронт обработки рыбных судов и также препятствует проведению учений.
О концессии
- Значит, будете бороться и дальше?
- В соответствии с поручением губернатора Андрея Чибиса мы разработали долгосрочный «План развития Мурманского морского рыбного порта». Он был представлен 28 мая прошлого года на совещании с участием губернатора и главы Росрыболовства Ильи Шестакова. План предполагает комплексное развитие всей территории ММРП в рамках концессии - с общим объемом инвестиций в объекты портовой инфраструктуры в размере 14,9 млрд. рублей, причём в основном за счёт нашей группы компаний. Краеугольным камнем для возможной реализации Плана стал вопрос владения причалами рыбного терминала морского порта Мурманск. Пока они находятся в хозяйственном ведении Нацрыбресурса, путь к государственно-частному партнерству для ММРП закрыт. Именно поэтому в августе мы обратились к федеральному правительству с просьбой о возврате всех причалов, ранее находившихся в доверительном управлении АО «ММРП», в казну Российской Федерации. Дальше сценарий может развиваться двумя путями. Первый – передача причалов в ведение Мурманской области и последующее концессионное соглашение с инвесторами. Такая модель по поручению премьер-министра Мишустина сейчас прорабатывается в Магаданской области, где ситуация с рыбным портом очень похожа на нашу. Второй путь – государство в лице уполномоченного органа может напрямую заключить концессионное соглашение с ММРП. Такое партнерство не только будет способствовать развитию порта, но и позволит решить задачу более эффективного использования государственного имущества без расходов бюджета! Мы готовы к значительным инвестициям в реконструкцию причалов, чтобы обеспечить и развитие транспортной инфраструктуры региона, и быструю обработку судов. Главное – решить вопрос с концессией!