Диалог начат, правда, пока что в форме монолога | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Диалог начат, правда, пока что в форме монолога

05.07.2022 13:46:00

В областном Правительстве состоялось совещание по вопросам, связанным с Адресной программой по сносу, реконструкции объектов капитального строительства «Реновация территории морского порта Мурманск», утвержденной постановлением Правительства мурманской области от 30.03.2022 №236- ПП.

В ходе встречи генеральный директор АО «Корпорация развития Мурманской области» Светлана Панфилова презентовала программу реновации территории рыбного терминала. Среди участников также были Вице-губернатор Владимир Евменьков, министр развития Арктики и экономики Мурманской области Татьяна Русскова, министр внутренней политики региона Анна Головина, заместитель министра информационной политики Елена Мальцева, начальник управления инвестиционной политики и развития промышленности Министерства Арктики и экономики Мурманской области Дмитрий Титаренко, а также руководители самых крупных предприятий, находящихся на территории Южного грузового района морского порта Мурманск: АО «Мурманский морской рыбный порт», ООО «Севрыбсбыт», ООО «Северный купец», ООО «Кольский берег» и ООО «Капитан Немо».

Дискуссия проходила в формате открытого (долгожданного – ред.) диалога, на который, по словам главы региона, никак не выходил Рыбный порт. Примечательно, что до того, как это было публично озвучено, в адрес регионального Правительства поступали официальные запросы на диалог со стороны предпринимателей, в том числе и АО «ММРП». Ладно, главное, что встреча состоялась.

По результату обсуждения механизм реализации программы по-прежнему остался непонятным. Вопреки уверенным заявлениям главы региона, «первопроходцы» программы не имели на руках актуальных показателей работы предприятий, рассматриваемых для реконструкции района. На помощь пришла бесплатная консультация от руководства порта и других организаций, которые смогли наглядно продемонстрировать эффективность своей работы.

Главные вопросы, ответы на которые хотелось получить по итогу, остались без ответа.

Во-первых, вопрос с ненадлежащим состоянием причалов, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурс» по-прежнему остается без ответа. С одной стороны, мы уже видим на месте Южного грузового района «город-сад», а с другой – видим там разрушающиеся вследствие износа (некомпетентности руководства ФГУПа – ред.) гидротехнические сооружения. Что же касается заключения концессионного соглашения, о котором руководство АО «ММРП» говорит неоднократно, то министры ответили, что в курсе дел, но ничего поделать не могут, увы. Кстати, глава Корпорации развития региона в 2020-м году поддерживала данную форму взаимодействия, в результате которой причалы перешли бы в управление Рыбного порта и, что самое важное – обслуживались в срок и не становились объектами повышенной опасности для жизни и здоровья людей, чего нельзя сказать о нынешнем положении дел на гидросооружениях. Правда, в данном случае, найти ответ на вопрос – сложно, но если говорить о том, что же необходимо любому порту в первую очередь, то очевидно, что? Правильно – причалы, на которые у ФГУП «Нацрыбресурс» денег не было… и не будет! Это подтверждают и слова Главы Росрыболовства Ильи Шестакова, сказанные на заседании ведомственной коллегии в прошлом году.

Получается, что руководство порта, не первый год бьющееся на всех уровнях за обеспечение государственных интересов по организации подхода транспортных судов в свой терминал для создания системной работы канала по доставке пищевой продукции по Севморпути, никто слушать не желает. А вот руководство области, путем подписания «адресной программы», лоббирует интересы единственного инвестора - «Антея», который еще представления не имеет как завести судно с приличной осадкой в рыбный порт Заполярной столицы.

Вторым риторическим вопросом встречи остались гарантии поступления на Кольский берег дополнительных объемов рыбопродукции. Ни для кого не секрет, что рыбный терминал Мурманска недозагружен и работает максимум на 40% своей мощности. Ряд новых терминалов, заявленных к строительству в рамках АЗРФ, смогут увеличить мощность инфраструктуры по перевалке и хранению рыбы в порту Мурманска к 2026 году. В то же время, объем допустимого вылова в Северном бассейне имеет свои законные ограничения, соответственно, увеличения перевалки можно ждать только в случае переброски рыбопродукции из других регионов. Ни планов, ни парка рефконтейнеров, ни соответсвующих государственных программ субсидирования данных перевозок пока что не имеется. В таких условиях, наращивать мощность инфраструктуры хранения и рыбопереработки бессмысленно, инвестиции не окупятся.

В общем, важно, что желаемый диалог начался, хотя пока и в режиме монолога. Представители же местного бизнес-сообщества будут продолжать отстаивать свое право на ведение предпринимательской деятельности, реализуя собственные инвестиционные программы, а не осуществляя «принудительные инвестиции», встроенные в неучитывающие текущий вектор развития рыбохозяйственного комплекса госпрограммы.