Стенограмма выступления председателя совета директоров АО «ММРП» на пресс-конференции 17.05.2017
Хотел бы в нескольких словах описать сложную ситуацию, в которой порт оказался на рубеже 2015-2016 годов. Приватизация предприятия по факту была начата в 2005 году, государство тогда преобразовало ФГУП в акционерное общество, весь пакет акций которого остался в федеральной собственности. Однако с передачей обязанностей не произошло передачи прав. И этот разрыв с каждым годом увеличивался, потому что процессы приватизации всех предприятий в Российской Федерации сопровождались безусловно передачи активов и земли, на которой они находятся. У порта этого не произошло. И эта большая проблема, которая сегодня связывает порт по рукам и ногам во взаимоотношениях со многими органами госвласти. Мы более полутора лет занимаемся этой проблематикой и, признаюсь, прогресс пока не очень велик. Хочу подчеркнуть, что в этом отношении существует стратегическая неопределенность у государства. Потому что с одной стороны порт, как объект транспортной инфраструктуры, несёт на себе бремя ответственности за транспортную безопасность. Не буду говорить, насколько это сейчас актуально, особенно если учесть наличие на территории нефтеперегрузочного комплекса и участка границы РФ. И в то же время, государство утверждает, что земля, в том числе земли транспорта, могут быть переданы в пользование на условиях конкурса или аукциона. Мы попросили, обратившись в Совет безопасности, государство определиться: что же оно всё-таки подразумевает под транспортной безопасностью и возможностью зарабатывать деньги. В нашем понимании, безопасностью торговать нельзя. Хотелось бы услышать внятный ответ со стороны федеральных властей.
Это ключевой вопрос на сегодняшний день, из стоящих перед нами, потому что требования нам предъявляются очень жесткие. Закон существует в этой области, несколько постановлений правительства, расписывающие требования к объектам транспортной инфраструктуры на соответствие требованиям транспортной безопасности, персоналу, технике и всем остальным параметрам. Порту, осуществляя деятельность в пределах периметра, аттестуется на соответствие всем требованиям этих правил. Но на нашей территории действуют контрагенты, занимающиеся хранением и транспортировкой грузов. Получается очень занятная история: порт, как аттестованный объект инфраструктуры, прикрывает всех остальных, которые действуют на территории без соответствия требованиям, они контрагентам не предъявляются. И вот эти противоречия, заложенные и законодательно, и во взаимоотношениях, являются достаточным препятствием на сегодняшний день в осуществлении портом своей деятельности.
Мы предлагали Минтрансу разнообразный перечень взаимоотношений, связанных с управлением территории. И ждем ответа на наши предложения в этой части. Мы считаем, что внутри периметра – охраняемой площади со специальными режимами – порт должен осуществлять всё управление территории. Мы проинформировали об этом и правительство, и законодательные органы.
Есть несколько стратегических направлений, над которыми не только размышляем, но и действуем. Мы во взаимодействии с Росрыболовством рассматривали вопрос Стратегии развития рыбных терминалов. Эта стратегия утверждена недавно приказом Министерства сельского хозяйства России. Доклад правительства по этой части будет готовиться. Она предусматривает несколько серьезных направлений в части, касающейся Мурманска, хотя там СЗ конечно описан. Стратегия предусматривает новую долгосрочную форму взаимоотношений государства и порта в части управления причалами. По крайней мере, Росрыболовство поддержало и наше обращение в правительство, и выступило с такой инициативой. И эта инициатива нашла свое отражение в стратегии. Речь о том, что причальная линия должна управляться на концессионных началах в соответствии с законом о концессии. Эта работа идет, не скажу, что уже ясность есть, так как порт пока управляет причалами на долгосрочной основе в соответствии с договором доверительного управления. Но мы работаем и с министерством экономического развития, обращались и в Минтранс, ждем, когда пр-во определит федеральный уполномоченный орган исполнительной власти, который будет непосредственно заниматься этой проблематикой. Период окончания доверительного управления причалами выпадает на период избирательной кампании президента Российской Федерации, нам бы очень не хотелось, чтобы там второпях, в какой-то сумятице решали эти вопросы. Мы начали проработку этой проблемы с июня прошлого года и продолжаем находиться в детальной и плотной переписке со всеми органами государственной власти, которые связаны так или иначе с решением этого вопроса. И надеемся, что упомянутая стратегия развития мурманского, по крайней мере, грузового терминала по перевалке рыбы и морепродуктов будет решена именно таким способом.
Безусловно, из-за снижения объемов поставок рыбопродукции порт вынужден заниматься привлечением альтернативных грузов. Вы знаете, что сейчас идет активная подготовка к работе по освоению шельфовых месторождений Арктики. Здесь сосредоточены интересы компаний «Новатек», «Газпром», «Газпромнефть» и многих других, и все они в той или иной степени нацелены на эту работу. Мы не будем стоять в стороне, потому что имеем грузовые площадки, возможности, технические и людские ресурсы для участия в заброске грузов в Арктику. Несмотря на то, что наш порт является рыбным, мы уже помогаем этим компаниям в перевалке арктических грузов. Мы достаточно активно в последние годы работали с компанией «Газпромнефтьснабжение», использующей в качестве площадки нашу Угольную базу. Есть еще ряд компаний, развивающих это направление. Безусловно эту работу мы будем продолжать. Потому что она принесет не только возможности для дополнительной загрузки мощностей порта, но и даст дополнительный объем инвестиций в развитие и сохранение инфраструктуры. Мы бы хотели восстановить большую часть железнодорожного внутрипортовского полотна, сформировать терминальный принцип работы с грузами, инвестировать очень приличные средства в модернизацию и поддержание причальной линии и дноуглубительные работы. Но для этого нам потребуется более длительная перспектива по вопросам эксплуатации причалов и управления территории. И на этой основе мы сможем работать со всеми контрагентами, заинтересованными в перевалке грузов.
Хочу сказать, что ММРП на сегодняшний день располагает всеми технологическими и техническими возможностями для перевалки 500 тысяч тонн рыбы и морепродуктов в год. А мы работаем на объеме в 170-180 тысяч тонн, если судить по результатам прошлого года. То есть наши возможности превышают объем поставки практически в три раза. Мы готовы заниматься развитием емкостного парка под рыбу и морепродукты. Вопрос только в одном: если ли со стороны государства гарантия, что объем поставки рыбы на российский берег и, в частности, порт Мурманск будет достаточным, чтобы инвестиции в эти проекты окупались. На сегодняшний день даже в Стратегии не прозвучало, что объем поставок будет увеличиваться.
Приобретая Мурманский морской рыбный порт, мы очень хотели сохранить и развивать его рыбный профиль. Но 2016 год показал, что и по конъюнктурным соображениям, и по боязни административного давления определенный отток грузооборота произошел. Хотя мы готовы предложить рыбакам очень комфортные условия: такой логистики, как в Мурманске, нет ни в одном из портов, занимающихся перевалкой рыбы и морепродуктов. На сегодняшний день акционеры внесли в состав распределительного центра имущество, чтобы создать единый блок на базе 3-го и 5-го холодильных терминалов. На сегодняшний день мы располагаем емкостями в объеме 35 тысяч тонн единовременного хранения. Мы приводим в соответствие современным требованиям третий терминал и эта работа будет продолжена, с переходом на более эффективные технологии. В ближайшие годы мы обновим весь перегрузочный парк. Это будет очень серьезно подготовленное направление для перевалки рыбы и морепродуктов. За прошедшие полтора года мы неоднократно слышали восклицания, что рыбный профиль порта будет потерян. Это все инсинуации, рыбное направление мы развиваем и грузовой терминал в южном районе порта способен обработать не только весь поступающий объем рыбопродукции, но и увеличенный в несколько раз.
Что касается работы с рыбаками, мы в этом смысле сделали несколько шагов сразу, как пришли в порт: подписали соглашение с Союзом рыбопромышленников Севера, участвовали во всех оперативных совещаниях по промыслу. Мы готовы и дальше развивать эти отношения, но, увы, не всегда со стороны рыбаков к нам поступает необходимая оперативная информация. Это большая проблема, потому что наступает время активного промысла в нашей части Баренцева моря, рыбалка смещается в российскую экономическую зону, объем поставок рыбопродукции должен вырасти, а у нас нет графика поступлений. Но в этот период возрастает интенсивность оборота и иных грузов, иных контрагентов, которых мы привлекаем, чтобы не простаивали мощности порта.