Мурманский морской рыбный порт отмечает сегодня 87-й день рождения | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Мурманский морской рыбный порт отмечает сегодня 87-й день рождения

03.06.2021 09:05:00

3 июня 1934 года приказом по госрыбпромтресту «Мурманрыба» был создан Мурманский морской рыбный порт. Его появлению предшествовало создание базы тралового флота в Мурманске, строительство причалов и производственных мощностей, организационная чехарда с появлением и исчезновением различных трестов: Севгосрыбтрест, Севтралтрест, Мургосрыбтрест и Мурманрыба. Не обошлось и без арестов некоторых специалистов рыбной промышленности, намеренно проваливших, по мнению следователей ОГПУ, планы первой пятилетки. Но как бы то ни было, рыбный порт быстро превратился в одно из самых мощных и быстроразвивающихся предприятий Мурманска. Через пять лет у его причалов стояли 70 траулеров, 3 рефрижератора, десятки мелких промысловых и вспомогательных судов. На территории вовсю работал рыбокомбинат, строились посолочный, консервный и тарный заводы.

От войны – к расцвету. От расцвета – к падению

К 1941 году грузооборот ММРП достиг 600 тысяч тонн рыбы в год. Но тут свои коррективы внесла война. Сотни портовиков ушли на фронт, а оставшиеся продолжали разгружать не только траулеры с рыбой, но и поступающие по ленд-лизу военные грузы, бороться с пожарами, ремонтировать разрушенные немецкими авиабомбами склады, холодильники, железнодорожные пути.

В 1945-м пришла Победа, и начался период послевоенного восстановления Мурманска и всех его предприятий. А в 60-80-е годы наступил настоящий расцвет рыбного порта. Мурманские рыбаки вели промысел по всему земному шару – от Баренцева моря до Южной Америки и Антарктиды. Суда в порту стояли в 5-6 корпусов у причалов.

Вслед за подъёмом, увы, наступил спад – на рубеже XX и XXI веков порт оказался в предбанкротном состоянии. Попытки некоторых руководителей изменить ситуацию натыкались на равнодушие чиновников. Вдобавок рыбопромышленники сделали ставку на внешний рынок, развернувшись в сторону Норвегии. Мощности порта простаивали, инфраструктура ветшала. И только после приватизации ММРП, когда в 2016 году у штурвала встала новая команда, начались восстановление и модернизация предприятия. За минувшие пять лет в порт проинвестировано свыше 1 миллиарда рублей. Это в три раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции за 10 лет, пока акции порта находились во владении государства.

Свидетели былого и грядущего

В рыбном порту до сих пор работают люди, начавшие свой трудовой путь в славную эпоху расцвета. Например, сотрудница комплекса механизации Людмила Кравченко, пришедшая в ММРП ещё в 1974-м. Или слесарь холодильного комплекса Александр Лебедев, чей портовый стаж тикает с 1977-го. Или машинист холодильных установок Александр Бирюков, работающий с 1966 года - ещё до строительства Южного грузового района. Они не раз были поощрены профессиональными наградами. Но сейчас речь пойдёт о сотрудниках, чей ударный труд отмечают именно сегодня. Те, кто в год 87-летия ММРП отработал 15 лет в порту, удостоены звания «Почётный портовик», а отработавшие 20 лет – звания «Ветеран порта».

Одним из награждённых стал докер-механизатор Виктор Матвейчук.

- В рыбный порт я пришёл ещё в 1985 году, - вспоминает Виктор Александрович. – Попал в знаменитую 43-ю комсомольскую бригаду, которая под руководством Вячеслава Разгонова работала в Северном грузовом районе. Мы брались за любую работу, ведь молодые были, здоровые. Готовы были пахать три смены подряд с небольшими перерывами. Причём работа была не чета нынешней. Погрузчиков было мало, поэтому суда обрабатывались вручную. Автокары тогда задействовали только при погрузке в вагоны. Сейчас наоборот – стараемся технику использовать по максимуму, благо, парк перегрузочной техники серьёзно обновлён.

- Значит, ваш стаж всяко больше 20 лет должен быть.

- Был период, когда я увольнялся из рыбного порта, - сетует Виктор Матвейчук. - Вернулся сюда только в 2000 году, с тех пор работу не менял. Освоил все смежные специальности, кроме крановщика, на высоту почему-то не тянет. Сразу скажу, докер - профессия тяжёлая и сложная, требует внимательности и осторожности, не прощает ошибок. Я сейчас молодых докеров обучаю, обязательно обращаю их внимание на эти моменты.

Когда мороженая рыба при помощи докеров покидает трюм и попадает в холодильный терминал, то качественные условия для её хранения обеспечивает и Андрей Садко, сменный механик холодильника №3, тоже получивший сегодня звание ветерана порта.

- Неужели вас - с фамилией, как у былинного купца - море не манило?

- Мой отец в море на траулерах около 30 лет отходил, а у меня на счету только один рейс, - признаётся Андрей Анатольевич. – Я окончил в Мурманске ПТУ №6 по специальности матрос-моторист, сходил в море, а потом ушёл в армию. После демобилизации поступил в Костромской технологический техникум, получил специальность «Монтаж и эксплуатация холодильных установок» и в 1994 году вернулся в Мурманск. Работал поначалу на коптильном заводе. Пять лет спустя, когда предприятие было ликвидировано, перешёл на работу в рыбный порт. География, можно сказать, не изменилась – тот же Южный грузовой район. Хотя кроме третьего холодильника я обслуживаю ещё и наш льдогенераторный цех в Северном грузовом районе. Помогаю снабжать прибрежные траулеры льдом для охлаждённой рыбы.

Работа докера во многом зависит от комплекса механизации, где электропогрузчики и автокары получают уход и ремонт. А вопросами снабжения и делопроизводства в этом подразделении занимается техник Светлана Стефанкова, ещё один новоиспечённый ветеран порта.

- Как мне работается с мужчинами комплекса механизации? – переспрашивает, улыбаясь, Светлана Геннадьевна. – Зашибись! Я же до этого работала в исключительно женском коллективе – портнихой, обшивала балетную студию в одном из домов творчества. А потом резко сменила профессию. В рыбном порту работал стивидором мой муж, а тесть трудился здесь крановщиком. В 2000 году в комплексе механизации появилась вакансия кладовщика, и муж предложил мне перейти сюда. Я последовала его совету и не жалею: хожу на работу – как в семью! Из порта никуда не уйду. У нас тут такие замечательные и заботливые мужчины, слов нет. Ну и работу свою, не буду скромничать, знаю досконально. А предыдущая профессия превратилась в хобби – я вышивкой занимаюсь. Ещё люблю путешествовать по России, мы с мужем однажды на машине из Мурманска до Тобольска доехали!

Всего почётные звания получили сегодня 24 сотрудника Мурманского морского рыбного порта.

ЗНАЙ НАШИХ!

Звания «Ветеран порта» удостоены:

  1. Абдуллаев Гаджиага Гияс оглы, докер-механизатор 

  2. Бондаренко Владимир Семенович, электромеханик перегрузочного комплекса

  3. Захаров Валерий Александрович, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин

  4. Калинин Роман Валерьевич, докер-механизатор

  5. Климович Николай Григорьевич, электромонтер по ремонту и обслуживания электрооборудования

  6. Климовская Вера Геннадьевна, кассир бюро пропусков

  7. Климовский Сергей Александрович, специалист службы снабжения

  8. Ломака Светлана Васильевна, техник энергохозяйства

  9. Матвейчук Виктор Александрович, докер-механизатор

  10. Михайлов Александр Николаевич, слесарь по ремонту и обслуживания электрооборудования

  11. Романов Михаил Николаевич, сменный механик холодильного терминала

  12. Садко Андрей Анатольевич, сменный механик холодильного терминала

  13. Светличная Оксана Александровна, водораздатчик энергохозяйства

  14. Стефанкова Светлана Геннадьевна, техник комплекса механизации

  15. Серышев Сергей Николаевич, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования энергохозяйства

  16. Титов Сергей Владимирович, сменный механик холодильного терминала

  17. Фомина Наталья Михайловна, подсобный рабочий энергохозяйства

  18. Юрченко Дмитрий Сергеевич, докер-механизатор

Звания «Почётный портовик» удостоены:

  1. Горностаев Артем Григорьевич, докер-механизатор

  2. Салманов Тофик Ибад оглы, машинист автокрана

  3. Сиворакша Григорий Иванович, слесарь по ремонту оборудования котельных энергохозяйства

  4. Сусименко Екатерина Юрьевна, уборщик производственных и служебных помещений энергохозяйства

  5. Чечило Алексей Валентинович, слесарь по ремонту оборудования котельных энергохозяйства

  6. Цвикевич Валерий Алексеевич, мастер производственного обучения учебного центра «Курс-Норд»