Схема решит проблемы?

01.10.2007

В пятницу, 21 сентября 2007 г. в управлении ОАО «Мурманский морской рыбный порт» состоялось очередное заседание «Координационного совета по обеспечению эффективной работы предприятий рыбной промышленности в городе Мурманске».

Совет был создан распоряжением администрации города Мурманска 14 июля 2006 года в целях обеспечения взаимодействия государственных служб, ОАО «ММРП» и администрации города.

В состав совета входят: представители городской администрации, генеральный директор ОАО «Мурманский морской рыбный порт», руководители союзов рыбопромышленников и рыбопереработчиков, руководители крупнейших промысловых и агентских компаний, таможенники, пограничники, ветеринары, специалисты «Россельхознадзора», ФГУ «Нацрыбкачество» и «Роспотребнадзора».
Первое заседание совета прошло в сентябре прошлого года, в мае 2007 в его состав вошел новый генеральный директор ОАО «ММРП» Владимир Соколов.

Основная задача координационного совета – разработка и утверждение «Технологической схемы пропуска через государственную границу РФ физических лиц, транспортных средств и грузов в пункте пропуска порта города Мурманска на территории ОАО «Мурманский морской рыбный порт». Предыдущее заседание совета состоялось в августе. После этого в технологическую схему были внесены изменения и дополнения, и предполагалось, что пятничное заседание станет ключевым, на нем будет принято решение об утверждении технологической схемы.

По мнению руководства порта принятие технологической схемы позволит сократить время проверки контролирующими органами рыболовецкий и транспортных судов в рыбном порту, а также создаст более комфортные условия для судовладельцев при заходе в родной порт.
Однако, несмотря на продуктивную работу участников заседания и явного продвижения в сторону утверждения окончательного варианта технологической схемы, было принято решение принять ее на следующем заседании и к этому времени проанализировать, обобщить и внести все внесенные замечания и предложения в окончательный уже на этот раз вариант документа.

Предварительная работа по разработке этой схемы была проделана очень большая на протяжении нескольких месяцев. И на этом заседании кардинальных изменений уже почти не вносилось, в основном были обсуждены детали, формулировки, аббревиатуры, уточненены наименования отделов, органов, объединены и обобщены некоторые пункты. Были приведены в соответствие сами термины и понятия.

В частности, дополнены нормативы, на основании которых управление Россельхознадзора государственными инспекторами осуществляется погранично-ветеринарный контроль Мурманской области.

Переделан пункт, регламентирующий технологические операции, касающийся ветеринарного оформления грузов, в связи с тем, что в августе было получено указание Федерального Россельхознадзора в адрес территориального управления Россельхознадзора и комитета по ветеринарии о порядке ветеринарного оформления грузов в порту.

Вот как изложен пункт, сформулированный в соответствии с указаниями Россельхознадзора: 
«При наличии достоверных сведений о конечном получателе рыбы и рыбной продукции, добытой и произведенной на промысле российскими судами, следующей в другие регионы страны, после перегрузки в Мурманском морском рыбном порту по принципу «борт-вагон/автомашина» или борт-промежуточное хранение в порту-вагон/автомашина», оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется без проведения лабораторных исследований указанных грузов».

То есть в данном случае Россельхознадзор определил, что при наличии промежуточного хранения, а в данном случае будет иметь место промежуточное хранение, рыба, не предназначенная для реализации на территории Мурманской области, лабораторное исследование здесь проходить не будет. Сама суть оформления в принципе не меняется.

В случае реализации рыбы на территории области отбор проб может произвести и Россельхознадзор.
Но если проведение лабораторных исследований продукции не производится, это еще не значит, что она реализуется без этих исследований - груз будет исследован по месту прибытия.
И здесь владелец должен сам решить, проводить исследования или нет. Например, если приходит, большая партия груза, как и прежде, может производиться одно исследование, и оно распространяется на всю партию. А в случае, если проверка на месте производиться не будет, а груз отправится за пределы субъекта РФ по несколько тонн в различные регионы, получится, что необходимо будет производить десятки исследований в других регионах. И это владелец должен знать и понимать, так как не все машины с грузом рыбы предназначены для переработки или хранения, некоторые идут сразу в реализацию, в торговую сеть, по магазинам. В этом случае груз должен идти на хранение, затем - на исследование, а уже потом - по магазинам. В общем, никто не лишает собственника груза права проводить исследование на месте, но теперь у него есть право выбора.

Конкретизированы детали подачи и исполнения заявок. Определено, что исполнение заявок на оформление судов производится последовательно, в порядке их подачи, за исключением судов, имеющих на борту скоропортящийся груз. При очереди более четырех судов малой вместимости или двух судов средней вместимости, создается вторая комиссия. Иными словами, если пятое судно средней вместимости хочет уйти раньше, судовладелец сам себе создает вторую комиссию, то есть подает заявку в соответствующий орган, который примет решение о создании второй комиссии.

От рыбного порта поступило предложение об уменьшении режимной зоны. В этом отношении понимание найдено и предстоит проработать детали. Необходимо создать рабочую группу, посмотреть на месте конкретно – где какой забор, где какой столбик, проходная и т. д. должны находиться. Необходимо создать такую зону, при которой можно зайти через одну проходную и пройтись по всем причалам второго района, при этом остальная территория была бы отсечена.

По мнению руководителя порта, учитывая изученный опыт других портов, целесообразным представляется усилить видеонаблюдение, при этом сократить численность караула. Охрана режимной зоны в этом случае будет более эффективной, отпадут вопросы по хищениям с судов, по несению вахтенной службы, разгрузке, выгрузке.

В самом деле, не обязательно все причалы ставить под пограничный контроль. В порту 20-30 % из всех стоящих судов – на контроле, остальные на отстое, некоторые по полгода стоят, и было бы достаточно осуществлять пограничный контроль только судов, стоящих на контроле.

На сегодняшний день охрана обходится рыбному порту в 16 миллионов в год.

Решено было пригласить в состав комиссии временно представителя миграционного контроля, согласовать с ним действия по порядку оформления экипажей иностранных судов и описать эту процедуру в технологической схеме.

В целях сокращения простоев судов, связанных с ожиданием оформления пограничного и таможенного контроля при входе в порт и выходе из порта решено создать единый координационный центр на базе главной диспетчерской порта и диспетчерской ОАО «Агентская морская компания» (АМКО).

Попутно был решен вопрос по доставке комиссии. В настоящее время автотранспорт для комиссии предоставляет судовладелец. Может быть это и правильно, но, по общему мнению, данный порядок не работает. Возникают зачастую нестандартные ситуации, когда пытаются вызвать такси, предоставляют машину с нетрезвым водителем или не имеют пропуска в порт. Оказалось, что проблема решается просто – транспорт в порту есть, и порт готов его предоставить. Необходимо только сделать заявку и оплатить услуги.
Нередки случаи задержки проверки судов, связанные с неготовностью документов, при этом вопросы возникают иногда только у члена комиссии-таможенника. И эту работу должен закончить тот человек, который начал. В этом случае возможно не создавать новую комиссию, а вызвать только одного специалиста-таможенника.
Конечно, неготовность судов принять комиссию создает дополнительные проблемы. И это при том, что у таможенного поста в настоящий момент остро стоит кадровая проблема, на сегодняшний день существует 7 вакансий, при этом быстро их заполнить не так-то просто в связи с тем, что существует определенная процедура приема специалистов в таможенный орган – конкурс, который продолжается не менее1 месяца, обучение, проверка, стажировка и т. д.
Возникает вопрос, а что будет тогда, когда всю рыбу завернут в порт, как будет происходить проверка судов, если людей и сейчас не хватает? 
На этот вопрос пока нет ответа. По заявлению представителя таможни, нагрузка на этот орган очень велика, к тому же таможенный пост порта Мурманск обслуживает еще и торговый порт. В этом отношении гораздо лучше обстоят дела у КПП Мурманск, начальник которого сообщил присутствующим о том, что им людей добавили.
Участники заседания постарались как можно более подробно и точно описать все детали технологической цепочки, постарались сделать так, чтобы пункты не противоречили друг другу, ведь, в конечном итоге, наличие внятного механизма позволит существенно сократить сроки проверки судов и это, наверное, выгодно всем сторонам.

Высказалось пожелание внести последние изменения как можно более оперативно, в связи с тем, что в правительстве намечаются изменения, возможно, будут новые министерства, изменения в федеральных органах, и тогда опять придется все менять.

На что Владимир Соколов ответил: «Оперативнее нас никто не работает, если бы не отпуска, я готов каждую неделю с вами встречаться». По его мнению, технологическая схема будет утверждена уже в октябре. Остается только с надеждой ждать это благодатное время, когда наши суда смогут приходить в порт Мурманск, как в родной, будучи абсолютно уверены, что их здесь обслужат быстрее и лучше, чем в любом заграничном порту, а наши рыбопромышленники больше не будут заглядываться на иностранные берега.

Людмила Данилова, "Рыбные ресурсы"


Раздел не найден.