Ломать - не строить | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Ломать - не строить

24.05.2022 08:40:00

Не успел «Мурманский морской рыбный порт» отойти от затяжных судебных разбирательств, связанных с причалами, как его вновь ожидают «приятные» сюрпризы. Теперь в виде Постановления Правительства Мурманской области № 236-ПП, утверждающего адресную программу по сносу, реконструкции объектов капитального строительства «Реновация территории морского порта Мурманск», рассчитанную на 2022-2027 годы.

Данное Постановление напрямую затрагивает интересы рыбного порта и компаний, которые работают на территории его второго грузового района. В их числе такие большие игроки как «Мурманский тарный комбинат» (предприятие – лидер в изготовлении упаковочной продукции), крупнейшая в регионе рыбоперерабатывающая фабрика «Капитан Немо», ООО «Севрыбсбыт» (более полувека осуществляющий хранение рыбопродукции) и другие.

Напомним, что попытки приватизации и продажи акций ФГУП «ММРП» государство предпринимало с 2008 года. В то время, с экономической точки зрения, рыбный терминал был крайне неэффективным предприятием, находящимся на грани банкротства. С этим в том же году согласился и Председатель Правительства Российской Федерации Виктор Зубков, по итогам посещения порта констатируя, что «по сути, состояние, запущенное до предела».

После этого, Правительство РФ решило не финансировать развитие рыбного терминала в Мурманске за счет бюджета, а выставив акции предприятия на аукцион, привлечь частные инвестиции. В 2011 году, ввиду отсутствия покупателей, аукцион прошел безрезультатно и только в 2015 году текущие собственники на законных основаниях выкупили угасающее предприятие. За последние годы рыбный порт прошел насыщенный путь преобразований, направленных на его развитие. Всего за шесть лет своей работы новые владельцы инвестировали в развитие порта свыше 1,73 млрд. рублей, что в четыре раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции с 2005 по 2015 годы – период государственного владения акциями ММРП. Эти цифры наглядно показывают то, что с момента приватизации порта, он полностью трансформировался: модернизирована, а в некоторых случаях полностью заменена инфраструктура для перевалки грузов (включая приобретение новых портальных кранов), отремонтированы складские терминалы и площадки, помещения для рабочих, докеры были полностью обеспечены современной спецодеждой. Это только малая часть того, что было сделано за последние несколько лет, а работа по развитию предприятия продолжается, подтверждением чему служит комплексная инвестиционная программа порта.

Также внимания заслуживает факт того, что с приходом в регион нового Губернатора, порту была поручена разработка программы комплексного развития, которая включала огромный ряд инвестиций со стороны руководства предприятия, в том числе и заключение концессии на право пользования причалами, которые находятся в хозяйственном ведении ФГУП «Нацрыбресурсы». К сожалению, разработанная программа так и не дождалась ответа от регионального Правительства. Вместо этого в 2022 году власть, не посоветовавшись ни с кем из руководства предприятий, осуществляющих свою деятельность во втором грузовом районе рыбного порта, презентует свою Программу реновации. Примечательно, что все это случилось после обследования рассматриваемой территории представителями одной из крупных рыбодобывающих компаний, у которой наверняка имеется заинтересованность в данном объекте.

Адресные программы, по своей сути, направлены на реновацию именно ветхих, заброшенных и аварийных объектов инфраструктуры, а не снос действующих логистических комплексов. В Постановлении же регионального Правительства сносу подлежат практически все объекты, расположенные на территории второго грузового района. Взамен 291 объекта там планируется возвести всего 7, причем назначение некоторых из них сохранится, инженерные сети возводить не планируют, а производственные мощности по хранению рыбы будут меньше на 60 процентов.

Что же касается эффективности планируемых изменений, то тут тоже имеются вопросы. Учитывая существующие положение, в Мурманск идет порядка 30% от годового улова в Северном бассейне, т.к. с финансовой точки зрения, норвежский берег для отечественных рыбаков более привлекателен. В то же время, функционирующий рыбный терминал хронически недозагружен и, в текущем состоянии, обеспечивает перевалку не более 300 тысяч тонн рыбопродукции в год, хотя имеющиеся мощности позволяют стабильно обеспечить показатель в 700 тысяч тонн. Особо отмечаем, что общий объем рыбопродукции, поступающий в порты России в год всего 1,5 млн. тонн.

С этого года «Мурманский морской рыбный порт» и «Мурманский тарный комбинат» стали участниками Национального проекта «Производительность труда», в рамках которого проводится целый ряд мероприятий, направленных на повышение экономической эффективности предприятий. Сначала Министерство развития Арктики и экономики Мурманской области браво рапортует руководству региона о вступлении вышеуказанных компаний в проект, и тут же поддерживает инициативу их сноса.

Для того, чтобы понять экономическое обоснование планируемого проекта не нужно быть математиком. Законы экономики - вещь серьезная - и получать 1 рубль налогов с 1 рубля инвестиций в течение 10 лет (тут стоит учитывать время на снос имеющихся и возведение новых объектов инфраструктуры в условиях действующих санкций) - задача невыполнимая. В настоящее время средняя годовая величина уплачиваемых налогов со всех хозяйствующих субъектов составляет порядка полумиллиарда рублей. Уменьшив производственные мощности и убрав с территории инженерные сети – добиться 1 с лишним миллиарда – из области фантастики. Но АО «ММРП» и остальные предприятия, расположенные на рассматриваемой территории, будут добиваться ознакомления с этой экономической моделью, заложенной в основу адресной программы и утвержденной межведомственной комиссией. Также фантастическим является вопрос о том, как разработчикам Постановления удалось без расчёта стоимости запланированных к строительству объектов, определить экономическую эффективность всей Программы. Плюс обещанные поступления в бюджет обоснованы за первые 10 лет, а как же экономическая зона с отсрочкой налоговых платежей – тоже фантастика? Хотя, нет – это уже нечто другое и понятное, только вот в документе такого уровня это выглядит, как наспех сшитое кружево.

Адресная программа также предполагает создание современной инфраструктуры для поставки рыбопродукции на базе существующих мощностей второго грузового района, прилегающих к гидротехническим сооружениям ФГУП «Нацрыбресурсы», но рассматриваемые причалы находятся в достаточно плачевном и аварийном состоянии, что подтверждается судебными решениями в отношении необходимости их капитального ремонта. АО «ММРП» неоднократно указывало контролирующим органам и властям, где же всё-таки должна начинаться реновация, но истинная ветхость пока выпадает из области внимания «адресных программ».

Складывающаяся ситуация прямым образом отражается на деятельности всех хозяйствующих на территории второго грузового района субъектов. Правовая и экономическая неопределенность не позволяет им эффективно планировать свою дальнейшую деятельность, что порождает глубокие сомнения в целесообразности осуществления инвестиций в создание новых производственных активов. Она не обсуждалась в бизнес-среде, какая-либо информация о параметрах программы (экономическое обоснование, план реализации, условия и т.п.) отсутствует.

Пока что, реализация программы пророчит возможную остановку работы всего рыбного терминала Мурманска, что в сегодняшних непростых условиях станет сильнейшим ударом не только по отрасли, но и по продовольственной безопасности страны. В настоящий момент представителями бизнес-сообщества было направлено письмо с просьбой детального анализа предлагаемой программы в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Абрамченко В.В. и создания отраслевой рабочей группы, в которую войдут представители всех вовлеченных сторон. Именно диалог сможет помочь добиться выработки выверенного, сбалансированного и экономически эффективного плана перспективного развития Мурманского морского порта, отвечающего современным условиям без потери рабочих мест вместо принятия непросчитанных и экономически необоснованных решений.