Полвека работы на благо порта | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

Полвека работы на благо порта

29.10.2021 09:06:00

В истории семьи Валентины Конопелько отразился почти весь XX век – тут и репрессии, и ударные стройки, и Великая Отечественная война, и трудовые рекорды 60-80-х годов, и тяжелые 90-е. Рыбному порту она отдала полвека и с удовольствием вспоминает тех, с кем приходилось работать.

Из Мончегорска на Урал, из Краснодара в Мурманск

В Заполярье семья Валентины Александровны оказалась ещё в 30-х годах, причём не по своей воле. Её дедушку – Александра Николаевича Кронберга – сослали на Север, где он оказался на строительстве комбината «Североникель». Бабушка с четырьмя детьми поехала вслед за ним. После окончания строительства дедушка остался работать на комбинате. Несколько лет семья прожила в Мончегорске. Но с началом войны и приближением фронта важный для страны комбинат эвакуировали, оборудование и ценных специалистов распределили по металлургическим заводам восточной части СССР. Так семья Кронбергов оказалась на Урале. Туда же в числе пациентов военного госпиталя привезли и Александра Алексеевича Пухова, красноармейца, воевавшего на Ленинградском фронте. Так родители Валентины и познакомились.

- Папа был родом с Ярославщины, на фронте служил водителем, перевозил на полуторке грузы по Дороге Жизни, - рассказывает Валентина Александровна. – После ранения и контузии его отправили на лечение в Сибирь, где он женился на моей маме. После войны родители отправились в Мончегорск, где я и родилась в 1947 году. Потом мы переехали в Краснодарский край. Семья по современным меркам была большая – четверо братьев и сестёр. В 1965 году папу вызвали в военкомат, вручили медаль, но вскоре он скончался… Я в школе училась на отлично, собиралась поступать в институт, но мне, как старшей, пришлось идти работать, чтобы помогать маме поднимать младших. Несколько лет трудилась на лесокомбинате. А в 1969 году к нам в гости приехала моя двоюродная сестра из Мурманска. Она-то и позвала вернуться на Север, сказала, что у них в рыбном порту всегда нужны люди, а зарплата выше. Я посовещалась с мамой и уехала в Мурманск.

Финские домики на Траловой

В заполярной столице молодая комсомолка Валя Пухова сразу устроилась в рыбный порт. Поначалу жила у двоюродной сестры, чей деревянный дом стоял напротив управления ММРП. А потом получила место в общежитии порта.

- На месте нынешнего здания СЗРК на улице Траловой стояли четыре домика финской постройки – женское общежитие ММРП. Жили мы по десять человек в комнате, было хоть и тесно, но весело, особенно когда возвращавшиеся из рейсов матросы ломиться начинали, но мы их не пускали, - вспоминает Валентина Александровна. – А напротив – уже на территории порта – располагался соляной склад. К весне соль смерзалась в единый монолит, поэтому приходилось её взрывать. Техник прибежит, предупредит, чтобы на улицу не выходили на всякий случай. Людской поток по утрам тёк мимо наших домиков – на работу в порт. А вечером обратно – в сторону Театрального бульвара, где была мегапопулярная пивнушка. Недавно гуляла по Театральному: красивое освещение, скульптуры. А во времена моей молодости – деревянные мостовые и такие же бараки!

От финских домиков Валя прямиком через 12-ю проходную и железнодорожные пути Северного грузового района бежала к месту работы – на льдозавод. До 60-х годов портовики кололи лёд для траулеров вручную в Тюва-губе. А в 1965 году в районе 31-го и 32-го причалов построили мощный льдозавод, обеспечивающий своей продукцией все промысловые суда, ещё не имевшие холодильных установок на борту. Такими объектами в СССР могли похвастать только три порта – в Калининграде, Владивостоке и Мурманске.

Ледовый гигант

- На льдозаводе было установлено немецкое оборудование. Я довольно быстро освоила работу на пульте МВС – машины выгрузки сыпучести, - с гордостью говорит Валентина Конопелько. – Это такой транспортёр с гусеницами. Старшие товарищи здорово помогали молодёжи, особенно электрик Николай Дмитриевич Ковязин, который на льдозаводе знал абсолютно всё. Порт тогда возглавлял Яков Сергеевич Бургутто. Он не был кабинетным начальником, каждое утро – перед графиком в управлении - обходил все причалы и объекты Северного грузового района, обращал внимание на проблемные точки, общался с работниками… Рядом со льдозаводом располагался соляной склад. Условия там были просто адские, даже докеры отказывались там работать.

На льдозаводе у Вали Пуховой решилась и личная жизнь, она вышла замуж за молодого электрика Мишу Конопелько. Свадьбу отмечали всем подразделением.

- У нас был очень дружный коллектив, все праздники вместе, и семейные, и государственные, - улыбается Валентина Конопелько. – И на демонстрации, разумеется, ходили вместе. А ещё прекрасно помню нашу поездку в Кувшинскую Салму, там располагалась пограничная часть, над которой шефствовал порт. Привезли подарки от коллектива и устроили баскетбольный матч – портовики против пограничников. Не помню уже, кто выиграл, но мой Миша участвовал.

Льдозавод снабжал своей продукцией все суда – от скромных, ещё угольных тральщиков РТ до СРТ. Зимой судов становилось ещё больше, так как в Мурманск перебирались траулеры Архангельского тралфлота. Но постепенно значение этого подразделения порта стало падать, ведь новые промысловые суда строились уже со своими морозильными установками на борту. А в начале 90-х, когда отечественные рыбаки открыли для себя норвежские порты, объёмы работы сократились до минимума. В 1995 году было решено льдозавод закрыть. С тех пор он и стоит заброшенным на обветшавших причалах – мощное здание с красивой надстройкой, где когда-то располагалась диспетчерская «Мурманрыбпрома», ещё одного легендарного советского предприятия, ушедшего в небытие. Но Михаил и Валентина Конопелько без работы не остались.

- Владлен Петрович Тыщенко, тогдашний начальник комплекса механизации порта, позвал меня с Мишей в своё подразделение, - вспоминает Валентина Александровна. – Я стала аккумуляторщиком, заодно освоила вождение электропогрузчика. А мой муж стал электромонтёром по кранам.

Вундеркинд спасает технику

На двоих у четы Конопелько – 87 лет стажа работы в рыбном порту, именно  нашему предприятию исполнилось в этом году. 52 года из этого срока отработала Валентина Александровна. За работу имеет множество званий и наград: Ударник ленинской вахты, Ударник коммунистического труда, Почётный портовик, Ветеран порта, Ветеран труда, Ветеран труда Мурманской области. Но больше всего Валентина Конопелько ценит звание Почётного донора. Кстати, её сын Николай тоже успел поработать в порту, причём ещё в школьном возрасте.

- У нас с Михаилом Васильевичем – двое детей. Дочь Светлана работает медсестрой в областной больнице. А сын Николай стал инженером, - делится Валентина Александровна. – Миша с детства приучал его к работе с паяльником, вместе они всякие схемы паяли. Коля серьёзно увлёкся техникой, читал профильную литературу. В 2004 году в порту сломался один из немецких погрузчиков – Linde. Гарантия давно закончилась, а из наших мастеров никто не мог ничего поделать. Тут Миша и говорит: «Давайте я сына приведу, пусть посмотрит!» Ему не поверили, на смех подняли, но ситуация-то безвыходная, работа стоит. Согласились на этот эксперимент. Коля пришёл, посмотрел чертежи, разобрал погрузчик, нашёл причину поломки и заказал в радиоклубе недостающие детали. А когда они пришли, собрал погрузчик, тот заработал, как новенький! За работу моему 14-летнему сыну заплатили как взрослому специалисту. Его договор об оплате я до сих пор храню. Потом Коля окончил Мурманский политехнический лицей, затем СПбГУ по специальности инженер-электронщик. Стал хорошим специалистом по ремонту нефтегазового оборудования, сейчас трудится в норвежском Ставангере.

На заслуженный отдых

О работе в порту Валентина Конопелько может рассказывать часами, о советских годах восторженно, о развале девяностых-двухтысячных годов с горечью, о нынешней ситуации – с надеждой.

- В первом районе несколько лет назад рыбный порт запустил льдогенераторный цех – для нужд траулеров-свежьевиков. Я специально сходила, посмотрела на его работу. Радует, конечно, что порт вновь начал развиваться, открывает новые объекты, но до мощностей нашего льдозавода этому цеху далеко, - оценивает Валентина Александровна. – С другой стороны, такие мощности сейчас и не нужны. Зато работает программа ММРП по обновлению парка большой и малой механизации, в порт пришло много новых электропогрузчиков, с которыми приятно работать…

Впрочем, 2021-й год стал последним годом работы Валентины Конопелько в порту. Родня, оставшаяся в Краснодарском крае, вновь нуждается в помощи старшей сестры.

- Младшая сестра заболела, надо ей помочь. Но рыбный порт я буду вспоминать часто, - уверена Валентина Александровна. – И когда вернусь в Мурманск, с удовольствием приду в гости к коллегам!


Здание льдозавода ММРП, пристройка на фасаде - диспетчерская "Мурманрыбпрома".


Коллектив льдозавода на демонстрации. Крайний справа - Михаил Васильевич Конопелько.

Электрики льдозавода ММРП: Сергей Иванович Косточкин (слева) и Николай Дмитриевич Ковязин (справа). В центре - жена Косточкина, сотрудница отдела снабжения ММРП.

Молодое поколение электриков льдозавода.

Валентина Александровна Конопелько (Пухова) с пультом МВС в руках.