Управляющий ММРП Олег Креславский предложил создать на базе порта ТОР

19.03.2019 14:00:00

В Мурманске начала работу VI международная конференция «Рыболовство в Арктике». Открыл её круглый стол, посвященный проблемам и перспективам развития береговой инфраструктуры.

Первой выступила Ирина Мокерова, вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области. В её докладе прозвучало, что  сегодня в регионе из 60 судоремонтных предприятий, имеющих свидетельства о признании (документ подтверждающий соответствие требованиям морского регистра) реально работают только 30. И лишь 5 оказывают полный комплекс услуг, включая докование.

Председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев поделился планами мурманских рыбаков по строительству новых судов на российских верфях.

А управляющий Мурманским морским рыбным портом Олег Креславский рассказал, что порт, как и другие предприятия береговой инфраструктуры, задыхается без рыбы, поскольку сохранятся ориентированность рыбаков-океанистов на экспорт. И сравнил объемы перевалки рыбы в порту с военным 1944 годом.

- Перевалка рыбы сокращается из-за ориентированности рыбаков на экспорт. Грузооборот рыбопродукции в порту в 2017 году составил 208 тысяч тонн, в 2018-м - 220 тысяч. Это сопоставимо с военным 1944 годом. Хотя никакой войны нет, - приводит цифры Олег Креславский.

По словам Креславского, доля стоимости услуг порта по перегрузочным работам сегодня в цене килограмма рыбы составляет не более 1,2%. ММРП активно занимается обновлением парка большой и малой перегрузочной техники и капремонтами, вложив в развитие более 0,5 миллиарда рублей за последние три года. Скорость обработки судов в порту значительно выросла, что хорошо показала работа докеров в мойвенную путину 2018 года.

Одним из условий развития ММРП является рост количества судозаходов и рост объемов перевалки рыбы. Но статистика свидетельствует, что идет обратный процесс. Так, за январь - февраль 2018 года порт принял 106 рыбопромысловых судов, перевалив 33,4 тысячи тонн рыбопродукции. За два месяца этого года обработано только 66 рыбопромысловых судов.  Грузооборот - 12,9 тысячи тонн.  Снижение - более чем в 2,5 раза! Порт сейчас работает только в треть своих мощностей.

По мнению Олега Креславского, одним из вариантов решения дефицита рыбы могло бы стать создание на базе ММРП Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), где будет установлен особый правовой режим предпринимательской деятельности, в частности, для незаходных судов. Ведь экономика Мурманской области теряет сотни миллионов рублей из-за того, что траулеры, построенные за рубежом или прошедшие там ремонт, не могут вернуться в Россию из-за суровых требований таможенного и налогового законодательства.

- Территория ММРП имеет закрытый периметр, полностью охраняется, на ней соблюдается режим транспортной безопасности и таможенные требования, обустроены пункты пропуска через границу РФ, имеется развитая инфраструктура (автомобильные подъездные пути, железнодорожные пути, сети и устройства электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, инженерные коммуникации, здания и сооружения), а также собственная цифровая АТС. Все это облегчает задачу по созданию зоны с особым режим деятельности, - подчеркнул Олег Креславский. - Создание ТОСЭР на территории ММРП будет способствовать развитию рыбной отрасли на Северном бассейне!

В ходе обсуждения проблемы генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк заявил, что рыбопромышленники не заводят свои суда в Россию не потому, что они не патриоты, а потому, что они бизнесмены. А при промысле в районе Шпицбергена проще и дешевле выгружаться в Норвегии, чем идти в Мурманск.

Заместитель генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Олег Никитин поднял проблему излишнего, по мнению рыбопромышленников, контроля в мурманском порту со стороны государственных органов.

- В 2018-2019 годах резко возросло количество осмотров судов со стороны портнадзора, количество отказов на выход в море или задержек выхода. Неужели наши экипажи так резко потеряли в квалификации? - задал вопрос Олег Никитин.

- Задержки судна из-за портнадзора составляют до двух недель. Регламенты и требования растут. За чрезмерными требованиями к безопасности забывается главный вопрос - добыча рыбы, - поддержала коллегу Ирина Мокерова. - Капитаны рыбопромысловых судов десять раз подумают, стоит ли им заходить в порт Мурманск. Особенно по сравнению с Норвегией. 

-  Слушая океанистов о том, как им тяжело заходить в Мурманск, могу посоветовать обратиться за подсказками к прибрежникам, - парировал Сергей Махотин, чья компания занимается прибрежным промыслом и обязана весь улов доставлять в Мурманск. - У нас каждое судно по 30-40 раз в году заходит в родной порт, несмотря не на что...

Также в ходе беседы были затронуты вопросы  таможенного оформления судового снабжения и оборудования для судоремонта, а также подготовки кадров для отрасли. По итогам круглого стола был разработан проект резолюции, которая будет представлена в правительство Мурманской области и профильные федеральные органы власти.