За полгода перевалка рыбы в ММРП выросла всего на 14% | Мурманский Морской Рыбный Порт сегодня

За полгода перевалка рыбы в ММРП выросла всего на 14%

19.07.2021 10:08:00

Росту грузооборота мешает, в том числе, и неурегулированная ситуация с причалами.

В грузообороте Мурманского морского рыбного порта за последнее время наметились две тенденции: незначительное сокращение общего объёма при столь же небольшом росте перевалки рыбы и морепродуктов. Это видно по итогам и второго квартала, и полугодия, и по первому месяцу лета (см. табл. 1).

Объёмы растут незначительно

В июне рыбный порт перевалил 21,4 тысячи тонн грузов, что на 2,3 процента ниже по сравнению с июнем-2020, а рыбы и морепродуктов - 17,3 тысячи тонн, что на 2 процента выше показателей прошлого года. В любом случае, этот объём гораздо меньше возможностей Мурманского морского рыбного порта, способного переваливать до 500 тысяч тонн рыбы в год. Это притом, что летом районы промысла традиционно смещаются в восточную часть Баренцева моря, а значит, рыбаки должны заходить в родной порт чаще. И тем не менее холодильники порта заполнены меньше, чем на 40 процентов.

Увы, только треть от уловов Северного бассейна поступает в Мурманск, большая часть добычи уходит на экспорт. Так, по данным Североморского межрегионального управления Россельхознадзора за первые 6 месяцев 2021 года экспорт рыбы из Мурманской области вырос на 3,7 процента.

В чём причина недозагруженности?

У недозагруженности порта рыбой много причин, начиная от более привлекательных для рыбопромышленников цен на внешнем рынке. Ещё они часто рассказывают об административных барьерах со стороны контролирующих органов. Разумеется, один из важных факторов – положение дел с причалами рыбного порта. Они находятся под управлением ФГУП «Нацрыбресурс» и давно пришли в плачевное состояние. Многие уже выведены из эксплуатации, другие срочно нуждаются в реконструкции. Но федеральное предприятие не особо спешит с ремонтами. Более того, имеющиеся причалы отдаются под отстой судов, не имеющих отношения к рыбной отрасли или вообще выведенных из эксплуатации. Всё это сокращает причальный фронт и приводит к тому, что под выгрузку траулеров и транспортов с рыбой в Южном районе порта используются только три причала, а остальные суда вынуждены ждать на рейде. Возникает парадоксу: порту и перерабатывающим предприятиям не хватает рыбы, но промысловые суда тем временем стоят в искусственно созданной очереди.

Больше всех в ремонте причалов заинтересован ММРП, так как именно это стивидорное предприятие переваливает основной объём рыбы в Мурманске. Но как раз ему подведомственный Росрыболовству ФГУП «Нацрыбресурс» и отказывает в аренде этого госимущества! Также постоянно игнорируются и предложения ММРП о создании государственно-частного партнёрства, которое бы дало порту возможность распоряжаться причалами и вкладываться в их ремонт.

Саботаж на марше

История с причалами мурманского рыбного порта – один из многочисленных примеров странного отношения ФГУП «Нацрыбресурс» к государственному имуществу, находящемуся в его распоряжении. Тут можно вспомнить и историю с доставшимся этому предприятию Калининградским рыбпортом. За последний год уже объявлялось и о поиске инвесторов для него, и о его же возможной ликвидации. Ещё выпуклее ситуация с портами на Дальнем Востоке, где причалы также принадлежат «Нацрыбресурсу». Оценив несколько лет назад их состояние, полпред президента по ДФО Юрий Трутнев прямо назвал этот ФГУП вредительской организацией. Свежий пример – ситуация с Магаданским рыбным портом, который по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина должны были передать из ведения Нацрыбресурса в распоряжение правительства Магаданской области. Но поручение премьера до сих пор не выполнено, что вызвало очередную резкую оценку из уст Трутнева в адрес чиновников из Нацрыбресурса и Росимущества: «Кто-то просто саботирует выполнение поручения председателя правительства. Буду инициировать служебное расследование!»

Все эти примеры показывают, что и в Мурманске не стоит ждать прорыва в рыбной отрасли, пока разваливающиеся причалы порта с лёгкой руки Нацрыбресурса занимают буровые платформы и танкеры в отстое. Поиск мифических инвесторов для портовой территории должен закончится на тех, кто уже давно себя предлагает в качестве партнёра по концессии. А пока все программы развития рыбохозяйственного комплекса Заполярья упираются в те три причала, на которых Мурманскому морскому рыбному порту пока разрешается выгружать суда с рыбой, и, конечно, в очередь на рейде из транспортов и траулеров. В общем, историю с передачей причалов ММРП «Нацрыбресурсу» и их последующей странной эксплуатацией можно проиллюстрировать до сих пор актуальным высказыванием В. С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»

Таблица 1.

Грузооборот ММРП в июне, за 2 квартал и за 6 месяцев 2021 года (в тыс. тонн)

Общий грузооборот

В т.ч. рыбопродукции

Июнь 2020

Июнь 2021

%

Июнь 2020

Июнь 2021

%

21,9

21,4

97,7

17,0

17,3

102,0

2 квартал 2020

2 квартал 2021

%

2 квартал 2020

2 квартал 2021

%

62,6

59,5

95,0

49,8

50,1

100,7

6 месяцев 2020

6 месяцев 2021

%

6 месяцев 2020

6 месяцев 2021

%

101,3

98,6

97,3

76,8

87,9

114,5

 


Раздел не найден.