Обеспечивать безопасность судозахода круизного лайнера пришлось рыбному порту

02.08.2019 17:56:00

«Нацрыбресурс» и «Севгазсервис», которые должны были принять Seven Seas Navigator, ограничились только выделением швартовочных команд. 

Из года в год большие круизные лайнеры, которые из-за своих размеров не могут встать у морвокзала, швартуются в рыбном порту. Портовики к приему таких гостей обычно готовятся заранее: наводят порядок на причалах, убирают портальные краны и погрузочные столы-рампы, готовят настилы для перехода через подкрановые пути, организуют движение автобусов по определённому маршруту, предоставляют швартовочную команду, оформляют пропуска, следят за безопасностью пассажиров, оборудуют спасательный пост. В прошлом году сотрудники охраны порта даже помогали экипажам лайнеров с установкой трапов и переноской пассажиров на инвалидных колясках. В этом раз всё должно было пройти так же, ведь обработка данного судна и постановка его к причалам №44-45 была подтверждена ММРП еще два года назад, когда агентирующая компания North East Maritime Corporation сделала соответствующий запрос. 

В услугах ММРП не нуждаемся 

Однако 30 июля в ММРП пришел отказ судового агента от услуг порта. Оказывается, обеспечение судозахода в этот раз взяли на себя организации, именующие себя операторами причалов - ФГУП «Нацрыбресурс» и арендующий у него причалы «СевГазСервис». Как эти предприятия, не имеющие соответствующей инфраструктуры для оказания комплексного обслуживания судов, собираются принимать лайнер, агент объяснить не смог. Пришлось порту обратиться с запросом в «Севгазсервис». Ответ пришёл только 1 августа. Точнее, категоричное требование – краны и рампы убрать! Причём с припиской, что «данное письмо нельзя расценивать как заявку на оказание услуг». Надо понимать, что краны там оказались неслучайно, рыбный порт обслуживает промысловые суда в Мурманске с 1934 года. Но арендаторы, обосновавшиеся на причалах несколько месяцев назад, и их покровители из «Нацрыбресурса» упорно делают вид, что никакого ММРП тут отродясь не было.

- За час до прибытия лайнера мы посетили территорию причалов №44 и 45 и выяснили, что к приему круизного судна у «Севгазсервиса» и «Нацрыбресурса» ничего не готово, - удивляется старший диспетчер АО «Мурманский морской рыбный порт» Виталий Клименков. – Спасательный пост не оборудован соответствующим инвентарем, более того, подход к нему заставлен поддонами с 4-го холодильника. А поскольку заявки на перестановку кранов и погрузочных столов рыбный порт так и не получил, то они, естественно, тоже стояли на причалах. Не было заявки и на приостановку грузовых работ. Всё это могло создать помехи высадке пассажиров и движению туристических автобусов.

Согласно п. 95 приказа Минтранса России от 26.10.2017 №463 «Об утверждении общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ» при подходе судна все работы на причале должны быть прекращены, а краны должны быть перемещены в положение, обеспечивающие безопасность швартовки. В противном случае причал считается неготовым и, тогда согласно пункту 94 того же приказа, оператор морского терминала (причала) обязан сообщить капитану морского порта об этом. Однако если лайнер спокойно шел на швартовку, значит, «Нацрыбресурс» и «Севгазсервис» не сочли нужным уведомлять капитана порта Мурманск об этом. Или, вероятнее, просто не убедились в готовности причала, что говорит о степени их ответственности. А точнее, безответственности предприятий, взявшихся за приём лайнера.

 По доброй воле 

Пришлось руководству рыбного порта принимать решение о самостоятельном обеспечении безопасности судозахода, раз «Севгазсервис» и «Нацрыбресурс» не потрудились это сделать. По распоряжению начальника перегрузочного комплекса Эдуарда Малашенкова, крановщики перегнали краны и убрали рампы, а докеры-механизаторы на погрузчике освободили доступ к спасательному щиту, а затем оборудовали его спасательным инвентарем. В это время лайнер уже маневрировал у причальной стенки. И только тогда появились швартовочные команды «Нацрыбресурса» и «Мурманского складского терминала», еще одного арендатора причалов, ведь у «Севгазсервиса» своих швартовщиков нет. А ведь обе компании, в чьем пользовании сейчас находятся причалы, должны были получить неплохие деньги за обеспечение судозахода.

После швартовки экипаж лайнера начал устанавливать трап для высадки пассажиров на причал. Мучались долго, ведь причал – рабочий, он мало подходит для пассажирских судов. Но никто из швартовщиков «Нацрыбресурса» и «Мурманского складского терминала» не поспешил на помощь иностранным гостям. Более того, как только трап удалось установить, швартовщики тут же уехали. Похоже, в «Нацрыбресурсе» и «Севгазсервисе» сочли свою миссию по обеспечению судозахода выполненной.

- Федеральный закон «О морских портах…» требует заключения соглашения между операторами терминала и владельцами объектов инфраструктуры порта, чтобы обеспечить выполнение обязательств перед пользователями услуг. В данном случае нет ни только соглашения, но и вообще попытки какой-либо координации, - считает управляющий Мурманского морского рыбного порта Олег Креславский. - Несмотря на отказ судового агента и «Севгазсервиса» от услуг ММРП, мы были вынуждены самостоятельно принять меры по обеспечению безопасности пассажиров лайнера. Мы сделали это из уважения к туристам, и чтобы сохранить репутацию Мурманска и области. В следующем году в рыбный порт должен зайти ещё один круизный лайнер. Недопустимо, чтобы его судозаход организовывался таким же образом! Если компаниям, не имеющим для этого соответствующей инфраструктуры, опять захочется заработать, просто предоставляя место у причалов, то нужен хотя бы единый координационный центр, в роли которого намерен выступить рыбный порт. Пока же обеспечение безопасности лайнера и пассажиров зависит от доброй воли ММРП, а не от действий арендаторов причалов.

 


Раздел не найден.