1971. Порт в условиях совершенствования хозяйственного механизма | Мурманский морской рыбный порт

1971. Порт в условиях совершенствования хозяйственного механизма | ММРП

20 апреля 1971 года в Мурманске состоялось собрание областного партийного актива, где были обсуждены решения XXIV съезда КПСС, Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы, задачи промышленности и сельского хозяйства Мурманской области.

Перед рыбным портом были поставлены конкретные задачи, вытекающие из составленного перспективного плана развития порта. По этому плану грузооборот должен был составлять (в тысячах физических тонн): в 1971 году - 1730, в 1972 году - 1750, в 1973 году - 1827, в 1974 году - 1860, в 1975 году - 1920.

Реконструкция и расширение Мурманского морского рыбного порта должны были обеспечить в 1975 году годовой вылов рыбы в 13,92 миллиона центнеров, общий грузооборот - 3850 тысяч тонн, а морской грузооборот - 2516 тысяч тонн .

Объем погрузочно-разгрузочных работ должен был составить в 1971 году (в тысячах физических тонн) - 2200, в 1972 году - 2250, в 1973 году - 2300, в 1974 году - 2350, в 1975 году - 2400.

Планировалось строительство новых и реконструкция существующих объектов и гидротехнических сооружений: строительство ремонтно-механического завода в 1973 году, здания диспетчеризации и электрорадионавигационной камеры в 1977 году, холодильника в южном районе (начиная с 1972 года), очистных сооружений, средних высоковольтных сетей в южном районе порта.

Необходимо было провести снос Халдеевской банки, дноуглубительные работы, ремонтное землечерпание у причалов порта для очистки дна от наносов песка. На это планировалось выделить 960 тысяч рублей за шесть лет. Необходимо было за 1971-1975 годы произвести объем работ в 320000 кубических метров.

Предусматривалось также пополнение портового флота буксирами, танкерами, девиационными катерами, нефтесборщиками, химзачистной станцией, спасательными буксирами, катерами и т. д.

Численность рабочих в порту должна была возрасти с 5550 человек в 1971 году до 7010 человек в 1975 году, то есть на 1460 человек. В основном это должно было произойти за счет ввода в эксплуатацию в южном и северном районах новых производственных объектов.

Необходимо, правда, отметить, что цифры в разных таблицах -разные, в зависимости от того, когда был составлен перспективный план развития порта. Например, в том же деле N 517, но в другой таблице есть данные о росте численности портовых трудящихся с 5640 человек в 1971 году до 6060 человек в 1975 году. Последние цифры были проанализированы в 1970 году, а предыдущие - в 1973 году. Но такое расхождение цифр касается лишь данных по перспективному плану. В дальнейшем цифры не расходятся.

Главными задачами порта в девятой пятилетке являлись:

  1. Максимальное использование резервов имеющихся сооружений и оборудования порта за счет интенсификации и внедрения комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ.
  2. Наращивание производственных мощностей порта путем строительства новых механизированных причалов и реконструкции старых.
  3. Внедрение последних достижений техники и передовой технологии для ускорения обработки судов и повышения производительности труда портовых рабочих.
  4. Строительство ремонтной базы, такелажной мастерской и испытательных стендов.
  5. Строительство холодильника и стационарной эстакады.
  6. Увеличение парка машин малой механизации и использование их на внутритрюмных и внутривагонных работах.

Совершенствование работы по рационализации и изобретательству путем организации периодических смотров-конкурсов, широкого вовлечения в эту работу портовых рабочих, хорошо поставленной информации о рационализаторских предложениях в других портах позволяло вскрыть и использовать внутренние резервы производства, улучшить эксплуатацию средств механизации и технологические процессы при производстве погрузочно-разгрузочных работ.

В 1971 году работа в порту складывалась из многих показателей. Здесь и морской грузооборот, и грузопереработка, и механизация, и многое другое.

В этом году через причалы порта прошла 2001 тысяча тонн грузов (без его приписных пунктов). При плане в 1802 тысячи физических тонн это составило 111,1%.

Выполнение плана морского грузооборота портом объясняется в основном следующими причинами: сверхплановым поступлением рыбопродукции, сверхплановым поступлением соли водным путем и большим против плана снабжением промысловых судов тарой, углем, солью, нефтепродуктами и другими грузами.

Грузооборот в 1-м районе составил 1146,4 тысячи тонн, во 2-м -1060,3 тысячи тонн. Всего по порту план по грузообороту был выполнен на 101,9% (вместо 2165 тысяч тонн по плану перегружено 2206,7 тысячи тонн).

Перевыполнение плана по погрузочно-разгрузочным работам на 41,7 тысячи физических тонн произошло в результате сверхпланового поступления рыбопродукции - на 25,1 тысячи физических тонн, соли -на 29,7 тысячи физических тонн, тары - на 10,7 тысячи физических тонн, угля - на 2,4 тысячи физических тонн. Всего на 67,9 тысячи физических тонн. Также увеличилось снабжение промысловых судов, береговых предприятий.

Все это в комплексе и привело к перевыполнению плана по погрузочно-разгрузочным работам.

Коэффициент перевалки грузов в порту (то есть отношение грузопереработки в тонно-операциях к общему грузообороту в физических тоннах) составил за 1971 год 1,5 при плане 1,4.

План по тонно-операциям выполнен на 103,6%, вместо 3144,1 выполнено 3256,9 тонно-операций.

Пневмоперегружатель для выгрузки рыбной муки

Многие работы выполнялись с помощью техники. В 1971 году в порту было 62 крана (из них портальных - 47, козловых - 3, гусеничных -7, железнодорожных - 3, автомобильных - 2), 69 стеллингов, много прочих механизмов (автопогрузчики - 16, транспортерные линии - 9, пневматические машины для выгрузки рыбной муки - 4, тракторы - 6, бульдозер, насосные станции - 2, бензозаправочная станция, электропомпы - 7, бензовоз, дробилка для соли, вакуумные установки для выгрузки рыбопродукции - 3, электропогрузчики - 14, машины МВС - 4). Всего в порту было 136 единиц перегрузочного оборудования.

В 1971 году план погрузочно-разгрузочных работ выполнен кранами - на 107,5% (объясняется большим количеством кранов в эксплуатации, чем было предусмотрено планом), стеллингами - на 80,4%, транспортерами - на 108,3%. Всего по порту выполнение плана составило 103,5%. Недовыполнение плана стеллингами объясняется меньшим поступлением рыбы навалом.

Коэффициент охвата погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом за 1971 год составил 97,2%, то есть на 2,7% больше запланированного.

Объем комплексно-механизированных переработок грузов составил 2028,8 тысячи тонн при плане 1860,3 тысячи тонн.

Выше говорилось, что главные усилия портовиков были направлены на то, чтобы как можно быстрее обработать промысловые и транспортные суда, сэкономить им стояночное время.

В порту в 1971 году было обработано 4141 судно, из них крупнотоннажных - 657. В 1970 году обработано соответственно 4291 и 622 судна. Из них досрочно обработано в 1971 году - 2474 (425 крупнотоннажных) и в 1970 году - 2659 (310). В срок соответственно- 312 (38) и 497 (68). С простоем - 751 (188) и 860 (157). Без применения судо-часовых норм соответственно: 104 (6) и 268 (87).

Погрузка рыбопродукции в вагон

Если перевести эти цифры на язык судо-часовых норм, то получится, что в 1971 году портовики обработали суда с экономией 7825 судо-часов, а по крупнотоннажным - 4784 судо-часа. В 1970 году экономия была выше - 9145 судо-часов, из них 5335 судо-часов по крупнотоннажным судам. Зато простой в 1971 году сократился с 5068 судо-часов до 3495 судо-часов.

Чистая экономия составила в 1971 году 4330 судо-часов, 2809 судо-часов по крупнотоннажным судам. В 1970 году - 4077 судо-часов, 3312 судо-часов по крупнотоннажным судам. Средняя экономия на одно судно 1,4 судо-часа, по крупнотоннажным - 4,3 судо-часа в 1971 году и 1 судо-час в 1970 году, в том числе по крупнотоннажным - 6,2 судо-часа.

Мы видим, что показатели работы порта в 1971 году значительно улучшены в основном за счет совершенствования технологии и организации грузовых работ, учета и анализа обработки судов. Но в IV квартале такие показатели, как досрочность, средняя экономия на одно судно несколько ухудшились, что и сказалось на результатах года.

Основными причинами ухудшения показателей являлись:

  1. Неравномерный подход крупнотоннажных судов и поступление рыбопродукции в порт. Внутримесячное колебание в подходе судов составляло от трех судов в первой декаде до 20 судов в третьей декаде месяца, а коэффициент неравномерности в среднем за год составил 1,4.
  2. В периоды интенсивного подхода судов порт вынужден был давать укрупненные заявки на вагоны - до 200-220 вагонов в сутки, что во 2-м районе при существующей одновременной подаче вагонов и норме времени на их загрузку 2,5 часа вызывало большие простои вагонов и связанные с этим потери. Так, а IV квартале в южном районе было обработано в октябре 2343 вагона, а в ноябре и декабре по 1000 вагонов. Естественно, за октябрь железной дороге был выплачен большой штраф за простои вагонов.
  3. К тому же в дни интенсивного подхода приходилось работать на большем, чем по норме, количестве судов - из-за необходимости подсортировки рыбопродукции или из-за отсутствия нарядов на отдельные виды рыбопродукции, что вело за собой распыление рабочих на все стоящие в порту суда. Привлеченные на это время рабочие с других предприятий в большинстве своем не знали грузовых работ, а следовательно, не выполняли нормы выработки.
  4. В связи с уменьшением количества доставляемой мелкотоннажными судами свежей и соленой рыбы порт вынужден был в 1971 году большее количество рыбопродукции с крупнотоннажных судов выгружать на рыбокомбинаты, эстакады, площадки и перегружать с судна на судно. Приемка рыбопродукции на рыбокомбинате с поддонов в камеры холодильников значительно снижала производительность и составляла в среднем не более 20-30 тонн в смену. Всего за год было перевезено рыбокомбинату мороженой рыбопродукции 22700 тонн, на площадки - 20200 тонн и с судна на судно перегружено 2200 тонн.
  5. Для выполнения плана поставок картонной тары Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат начал интенсивную отгрузку тары в IV квартале 1971 года. В создавшейся обстановке и при отсутствии фронта единовременной подачи вагонов с тарой имели место простои вагонов.
  6. Основной причиной простоев вагонов и вытекающих отсюда штрафов являлось отсутствие договорных отношений со станцией Кола и отказ руководства Октябрьской железной дороги заключить хотя бы временное соглашение, несмотря на все обращения порта.

Выгрузка рыбопродукции спаренными стеллингами

Значительно сказалось на непроизводительных расходах порта и то, что с 1 сентября 1971 года тариф за простой вагонов увеличился почти вдвое.

Порт имел и свой флот, который включал как самоходный, так и несамоходный транспорт. Всего в 1971 году в порту было 67 транспортных и надводных средств. Из них: самоходный флот - 59 единиц (буксиры - 27, танкеры - 8, портовый бункеровщик, мотоботы - 4, пожарные катера - 2 и др.); несамоходный флот - 8 единиц (баржи, нефтеналивные суда для хранения топлива) и т. п. В течение 1971 года в состав флота были приняты мотобот «Муромец», водолазный катер «Решительный», лихтеровоз «Имандра», пассажирские катера «Ласточка», «Донецк», «Сокол», «Орленок», «Дон», новый лоцманский катер «Радиодевиатор».

Одним из важных направлений деятельности порта являлось снабжение промысловых судов топливом, электроэнергией, водой и паром. Льда портом было выработано 25874 тонны, реализовано -23278 тонн; соли поступило 107781 тонна, реализовано 6956 тонн: угля - 188046 тонн и 187363 тонны реализовано; дизельного топлива -329328 тонн и реализовано 329370 тонн; мазута топочного - 38068 тонн, столько же реализовано; мазута флотского - 299395 тонн, реализовано 294870 тонн; смазочных материалов - 11024 тонны, реализовано 10325 тонн. Что не реализовали, оставалось в резерве порта (не считая, конечно, естественной убыли).

Электроэнергии поступило в порт 47468,4 тысячи киловатт-часов (или 88,4% плана) и реализовано 46719,3 тысячи киловатт-часов (91,6% плана).

Пара было выработано 675,2 тысячи тонн, а отпущено 619,6 тысячи тонн (то есть 93,6% плана). Перевыполнение плана выработки и реализации пара за 1971 год объясняется уменьшением потребления пара предприятиями против заявок, на основании которых составлялся план выработки. Простоев и перебоев в снабжении паром из-за его недостатка не было.

Воды поступило 5384,3 тысячи тонн (142,9% плана), отпущено портом 5164,9 тысячи тонн (143,6% плана).

Себестоимость одной физической тонны груза повысилась на 14 копеек. Затраты возросли на 26 копеек на одну тонну груза в основном за счет сверхнормативных простоев вагонов.

Погрузка рыбы с помощью стола-эстакады, регулируемого по высоте

Финансовый результат работы порта в 1971 году: прибыль от реализации работ и услуг составила 5115,5 тысячи рублей (118,7% плана); от реализации складских работ - 727,3 тысячи рублей (237,9% плана); от реализации материалов - 131,7 тысячи рублей (79,3% плана); за досрочную обработку судов получено 90,9 тысячи рублей, прочие прибыли - 85,4 тысячи рублей.

Убытки порта: естественная убыль материалов в пределах нормы - 180,7 тысячи рублей; убытки от ликвидации неполностью амортизационных средств - 2,5 тысячи рублей; штрафы за простой судов -73,1 тысячи рублей; убытки от сверхнормативного простоя вагонов под обработкой - 43,2 тысячи рублей; прочие убытки - 56,1 тысячи рублей.

Всего по порту была получена прибыль 5795,2 тысячи рублей (124,3% плана). Сверхплановая прибыль в размере 1133,2 тысячи рублей получена была в основном за счет экономии по фонду заработной платы (так как штат был неукомплектован) и недоиспользованных средств на технический ремонт судов флота.

Второй год пятилетки принес новые достижения в работе порта. Морской грузооборот достиг в 1972 году 1978,9 тысячи физических тонн, что составило 109,3% к плану.

Из этих 1978,9 тысячи физических тонн 994,7 тысячи физических тонн - результат грузооборота по прибытию и 984,2 тысячи физических тонн - по отправке. Надо отметить, что появилось новое направление перегрузок - выделили отдельно минерально-строительные грузы (порт стал перерабатывать щебень на Архангельск). Их перегрузка составила 36,6 тысячи физических тонн (115,4% плана).

Перевыполнение плана морского грузооборота было достигнуто в основном за счет сверхплановых поступлений рыбопродукции, большим против плана снабжением судов углем, солью, нефтепродуктами и прочими грузами.

План по грузопереработке также был перевыполнен на 162,5 тысячи физических тонн и составил по 1-му району 1080,9 тысячи физических тонн, по 2-му району - 1081,6 тысячи физических тонн, а всего по порту - 2162,5 тысячи физических тонн, или 108,1% плана. Но надо отметить, что по сравнению с 1971 годом план был выполнен только на 98%.

План по грузопереработке в тонно-операциях выполнен портом в 1972 году на 104,3%. Произведено 3128,7 тысячи тонно-операций вместо 2999,5.

По состоянию на 1 января 1973 года порт был оснащен 69 кранами, из них 54 портальных, 3 козловых, 7 гусеничных, 3 железнодорожных и 2 автомобильных. Увеличилось число автопогрузчиков - с 15 до 27, электропогрузчиков - с 14 до 24 (из них 14 были на экспериментальных работах), появились две новые пневмоустановки для выгрузки рыбопродукции. Всего перегрузочного оборудования в порту стало 166 единиц.

План работ по механизации порта в 1972 году был выполнен лишь на 98% (вместо 3477,4 тысячи физических тонн перегружено 3408,4 тысячи физических тонн). Такое положение сложилось в основном из-за невыполнения плана кранами (94,6%), по остальным механизмам план выполнен и перевыполнен. Невыполнение плана кранами объясняется меньшим, чем было запланировано, поступлением разного груза и угля по железной дороге.

Коэффициент охвата погрузочно-разгрузочных работ механизмами порта в 1972 году составил 97,4% (выше планового на 0,5% и выше коэффициента 1971 года на 0,2%). Объем комплексно-механизированной переработки грузов составил 1928,5 тысячи тонно-операций при плане 1885,3. Процент охвата перегрузочных процессов комплексной механизацией снизился на 1,2% по сравнению с планом и на 0,6% по сравнению с 1971 годом. Это снижение при перевыполнении плана объема грузопереработки в тонно-операциях объясняется тем, что больший удельный вес составила переработка грузов (в основном рыбопродукции), осуществляемая без применения комплексной механизации.

Коэффициент использования кранов также оказался меньше планового на 6,5%. Это объяснялось большим против плана количеством кранов и ростом выработки на час работы. Выработка по кранам возросла на 0,6 по сравнению с планом. Зато по стеллингам и транспортерам выработка упала до 4,6 (с 6,0 по плану) и до 36,3 (с 39,8) соответственно, хотя коэффициент использования этих механизмов увеличился: по стеллингам - с 16,4% до 26% и по транспортерам - с 10,4% до 12,4%.

Общее число обработанных судов по сравнению с 1971 годом снизилось с 4141 до 3543, крупнотоннажных - с 657 до 588. Из этих 3543 судов досрочно обработано 1748 (437 крупнотоннажных), в срок -1151 (50) и с простоем - 644 (101)81. Без применения судо-часовых норм суда в 1972 году не обрабатывались. То есть в порту сэкономили 4486 судо-часов, из них 3977 - по крупнотоннажным судам. Средняя экономия на судно составила 1,3 судо-часа и по крупнотоннажным судам -6,7 судо-часа.

Видно, что основные показатели улучшились, несмотря на увеличение норм одновременной обработки при сохранении норм обработки судов на уровне 1971 года. Количество крупнотоннажных судов, обработанных в срок и досрочно, увеличилось, а с простоем - уменьшилось до 17% (с 40% в 1971 году). В 1972 году значительно сократилось время ожидания вхождения в нормы одновременной обработки судов по крупнотоннажным судам и составило 2102 судо-часа против 5286 судо-часов в 1971 году8 . Это говорит об увеличении пропускной способности порта за счет улучшения организации и повышения интенсивности грузовых работ. Сократились потери стояночного времени крупнотоннажных судов из-за отсутствия анализов рыбопродукции, в основном рыбной муки, с 3299 судо-часов в 1971 году до 1015 судо-часов в 1972 году. В то же время возросли простои из-за отсутствия вагонов (с 8169 судо-часов до 12683 судо-часов) и нарядов на сбыт рыбопродукции.

Показатели обработки портом железнодорожных вагонов улучшились. Несмотря на то, что количество вагонов в 1972 году увеличилось по сравнению с 1971 годом на 17000 единиц (с 50141 до 67141), время на обработке сократилось на 25461 вагоно-час. Нахождение одного вагона под обработкой сократилось на 2,29 вагоно-часа, плата за пользование вагоном сверх установленных норм сократилась в два раза.

На баланс порта в в 1972 году поступили новые суда (пожарные катера «Мечта», «Ветерок»; буксиры «Мурманец» и «Задорный»; нефтемусоросборщики N 19, 22, 23; РТ «Советск», танкер «Пирятин»). План нахождения буксиров в работе выполнен за этот год на 98,9%. Невыполнение плана произошло из-за непоступления буксиров и сверхпланового простоя буксиров в ремонте на 225,1 судо-суток. Перевыполнили план буксиры «Надежный» - 123,6%, «Кантовщик» - 101,2%, «Спартак» -117,5%, «Зоркий» - 110,5%, «Шквал» - 118,6%, мотоботы «Колхида» -121,7%, «Буревестник» -109,1%.

В 1972 году, как и в предыдущем, порт производил ремонтные работы. На капитальное строительство было выделено 43,9 тысячи рублей. На капитальный ремонт потратили 4281,2 тысячи рублей. Своими силами порт провел ремонтно-строительные работы на капитальном строительстве на сумму 93,9 тысячи рублей и на капитальном ремонте - на 1166,9 тысячи рублей. На текущий ремонт потратили 3513,8 тысячи рублей. Из них своими силами порт освоил 1266,1 тысячи рублей.

Себестоимость переработки одной физической тонны груза в 1972 году снизилась на 5,9%, что было ниже плановой на 35 копеек.

Момент работы водолазной группы

Говоря о финансовых результатах работы порта за 1972 год, надо отметить следующее. Прибыль от реализации работ и услуг составила 5361,5 тысячи рублей (104,8% к отчету 1971 года и 111,7% к к плану); от реализации складских работ - 0,7 тысячи рублей; от реализации материалов - 284,2 тысячи рублей. Премии за досрочную обработку судов составили 99,4 тысячи рублей. Прочие прибыли -279,8 тысячи рублей.

Убытки составили 276,1 тысячи рублей на штрафы за простой вагонов, убытки от ликвидации не полностью амортизационных средств и т. д.

Всего по порту прибыль составила 5753 тысячи рублей, получена сверхплановая прибыль в размере 953 тысячи рублей.

Нередко в газетах 1973 года можно было прочесть: «решающий год пятилетки». Планы были взяты высокие, да и результаты достигнуты неплохие. Например, по морскому грузообороту план был выполнен на 106,8%; план по грузопереработке - на 105,4% (по 1-му району - на 108,1%, по 2-му району - на 103,3%).

Выполнение и перевыполнение плана погрузочно-разгрузочных работ на 103,8 тысячи физических тонн объясняется сверхплановыми поступлениями рыбопродукции (127,2 тысячи физических тонн сверх плана), соли, тары, льда, угля; увеличением снабжения промысловых судов нефтепродуктами, лесоматериалами, тарой, углем, разными грузами и уменьшением погрузки в суда минерально-строительных грузов, увеличением снабжения береговых предприятий одними материалами и сокращением снабжения другими.

Коэффициент перевалки грузов в порту в 1973 году составил 1,4.

План грузопереработки в тонно-операциях был выполнен на 104,3% то есть произведено 2886,6 тысячи тонно-операций вместо 2768,1.

Механизация погрузочно-разгрузочных работ в порту в 1973 году характеризовалась следующими цифрами: количество кранов увеличилось до 70 единиц (за счет одного автомобильного крана); число стеллингов сократилось с 3 до 5; порт приобрел еще один автопогрузчик, 2 трактора, одну насосную станцию, число электропогрузчиков увеличилось до 40. Всего перегрузочной техники в порту стало 184 единицы.

Бригада грузчиц рыбного порта Бригадир В.Н.Черномор (в центре). 1968 год.

План работы механизмами оказался невыполнен. Он составил 95,1% от плана, в основном за счет невыполнения плана кранами (94,1%) и транспортерными линиями (76,2%).

Снижение процента охвата погрузочно-разгрузочных работ комплексной механизацией (54,6% вместо 56,3% плановых) при перевыполнении плана по объему грузопереработок в тонно-операциях объясняется тем, что больший удельный вес в этом составила переработка грузов, осуществляемая без применения комплексной механизации.

Снова был снижен коэффициент использования кранов (29,4% при плане 29,7%) и выработка груза на час работы по кранам (14,5 тонны при плане 16,3 тонны). Это объясняется и большим против плана количеством кранов, и невыполнением плана переработки грузов кранами.

  Единиц Судо-часов
  1972 год 1973 год 1972 год 1973 год
Всего обработано судов 3543 3358 - -
     Из них крупнотоннажных 588 567 - -
Досрочно 1748 1172 6154 9705
     Из них крупнотоннажных 437 396 4790 4072
С простоем 644 438 1668 2068
     Из них крупнотоннажных 101 96 313 770
В срок 1151 1748 - -
     Из них крупнотоннажных 50 75 - -
Чистая экономия - - 4486 3637
     Из них крупнотоннажных - - 3977 3302
Средняя экономия на 1 судно - - 1,3 1,1
     Из них крупнотоннажных - - 6,7 5,8

Таблица наглядно показывает, что в 1973 году портом обработано на 185 судов меньше, чем в 1972 году. Сокращение числа обработанных судов произошло как по малотоннажным судам, так и по крупнотоннажным. Сокращение числа малотоннажных судов произошло в связи с переключением их на работу с плавбазами. Сокращение числа крупнотоннажных судов обусловлено пополнением флота Северного бассейна судами типа «Карл Либкнехт».

По сравнению с 1972 годом улучшилась структура обработки судов. Если в 1972 году в срок и досрочно было обработано 79% крупнотоннажных судов, то в 1973 году - 83%.

Улучшилась и обработка вагонов. Обработано 75628 вагонов, из них досрочно - 53564. На сокращение простоев (с 4,55 вагоно-часа в среднем на один вагон в 1972 году до 4,19 вагоно-часа в 1973 году) повлияло внедрение новой технологии (обработка одновременно двух вагонов, применение малой механизации в вагонах и трюмах, создание в порту комплексных бригад портовых рабочих), а также заключение долговременных договоров с железнодорожниками по 2-му району.

Число единиц портового флота выросло до 75. В 1973 году в портофлот поступили новые патрульный и служебно-разъездной катера, водолазный бот, нефтемусоросборщик, буксирно-разъездной теплоход, танкер «Радий». План нахождения буксиров в работе был выполнен на 101,6%. Перевыполнили план буксиры «Кантовщик» (111,7%), «Спартак» (111%), «Шквал» (112,5%), «Зоркий» (102,5%), «Надежный» (115,2%), «Руслан» (118,8%), «Мурманец» (111,7%), «Буревестник» (106,2%); водолазные катера «Водолаз» (111,4%), «Активист» (114,1%), «Орленок» (123,8%), «Дон» (136,7%); пожарные катера «Заря» (108,3%), «Сокол» (126,7%); «Передовой» (124,5%), «Дозорный» (119,7%).

В 1973 году предприятие стало первым портом в системе Минрыбхоза СССР, перекрывшим миллионный рубеж по перегрузке рыбопродукции.

Коллектив боролся за звание порта коммунистического труда. В этом виде соревнования участвовали 12 районов, цехов и служб. За звание ударника коммунистического труда боролись 1828 рабочих, ИТР и служащих. Почетного звания коллектива коммунистического труда были удостоены 43 бригады и 6 экипажей судов портового флота, в которых трудилось 569 человек. Звание ударника коммунистического труда носили 1833 рабочих, ИТР и служащих.

В 1973 году была получена прибыль 6691,8 тысячи рублей, из них 1481,8 тысячи рублей сверх плана. В основном сверхплановую прибыль получили за счет экономии по смете затрат.

Дальние причалы порта. 1968 год

В 1974 году производственно-финансовая деятельность порта была направлена на производство погрузочно-разгрузочных работ и обслуживание судов Северного бассейна. Плановые задания по основным показателям портом были выполнены.

План по морскому-грузообороту порт выполнил на 109,8%. Сверх плана было переработано 180,4 тысячи тонн грузов.

План по общему грузообороту коллектив завершил 25 ноября, выполнив годовой план на 110,9%. В 1974 году предусматривалось переработать 1966 тысяч тонн грузов, а фактически было переработано 2179,9 тысячи тонн грузов. Сверх плана порт переработал 213,9 тысячи тонн грузов, из них 185,9 тысячи тонн, или 86,9%, составила рыбопродукция.

План погрузочно-разгрузочных работ был выполнен на 107,9% (по тонно-операциям). Коэффициент перевалки грузов в порту составил 1,3.

Постановка тральщиков к причалам с помощью буксиров

Увеличилось количество перегрузочной техники. Оно возросло до 205 единиц, в основном за счет электропогрузчиков (в порт поступило 10 новых электропогрузчиков), тракторов.

План погрузочно-разгрузочных работ с применением механизмов выполнили на 102,2%, по кранам - на 107,5%, по транспортерным линиям - на 118,3%, по стеллингам план был перевыполнен в 4,4 раза. Но все же процент охвата перегрузочных процессов комплексной механизацией вместо 52,6% по плану составил лишь 49,5%.

Коэффициент использования механизмов (отношение рабочего времени к бюджету рабочего времени) составил по кранам 31,5% при плане 29,5%. Но выработка на час работы снизилась до 14 тонн вместо 14,4 тонны по плану.

В 1974 году причальные линии Мурманского морского рыбного порта составляли 4275 погонных метров в январе и 4339 погонных метров в конце года. В порту существовали причалы для генеральных грузов, для льда и соли, угольные, для жидкого топлива, для ремонта и отстоя судов, для санобработки судов, для снабжения судов водой.

За этот год в порту было обработано на 53 единицы малотоннажного флота меньше и на 32 крупнотоннажных судна больше, чем в 1973 году. Всего обработано 3304 судна, из них крупнотоннажных - 624. Досрочно обработано 1097 (468), в срок - 1760 (55), с простоем -447 (101). Чистая экономия составила 5662 судо-часа (5278 судо-часов по крупнотоннажным судам). Средняя экономия на одно судно возросла до 1,7 судо-часа.

Эти результаты объясняются увеличением сроков нахождения малотоннажного флота на промысле ввиду работы с плавбазами. В то же время крупнотоннажные суда, пользуясь благоприятной промысловой обстановкой, быстро брали груз и приходили в порт под выгрузку.

Обработка судов в порту улучшилась. В целом простойное время увеличилось на 396 судо-часов, но этот простой целиком ложится на обработку малотоннажных судов. В течение года, особенно в первом и втором кварталах, была благоприятная промысловая обстановка, суда часто шли в порт с нарушением графика. Из-за изменения технологии приема рыбопродукции навалом (свежая рыба подавалась поштучно без примеси льда) портовые рабочие не выполняли судо-часовые нормы. Тяжелое положение с обработкой малотоннажных судов усугублялось и сильными морозами, отрицательно влияющими на работу пневмоустановок.

Погрузка тары с помощью поддонов

Досрочность обработки увеличилась на 2422 судо-часа. Повлияла на это более четкая организация труда на погрузочно-разгрузочных работах, широкое применение бригадами портовых рабочих комплексной механизации, прогрессивных технологий при обработке судов, внедрение загрузки транспортных рефрижераторов пакетированной продукцией. Этими же причинами можно объяснить улучшение таких показателей, как чистая экономия стояночного времени и средняя экономия на одно судно.

В 1974 году, особенно в IV квартале, суда приходили в порт большими группами, с рыбопродукцией, которая своевременно не обеспечивалась нарядами на отгрузку. По этой причине в целях подсортировки суда ставились к причалу под выгрузку по указанию главного управления «Севрыба». В результате в отдельных случаях простой судов на рейде в ожидании выгрузки достигал 500-600 судо-часов.

Ухудшилась интенсивность переработки рыбопродукции (с 26,6 в 1973 году до 25,2 в 1974 году). Объяснение этому в том, что из-за неравномерной подачи вагонов и отсутствия нарядов на отгрузку большое количество рыбопродукции выгружалось не по прямому варианту, а перегружалось в холодильники рыбокомбината и на складские площадки порта. Судо-часовые нормы при этом меньше, чем при работе по прямому варианту.

Количество обработанных портом вагонов увеличилось (с 75620 в 1973 году до 95785 в 1974 году) в основном за счет сторонних организаций и субклиентов на 20157 единиц. Возрос простой, что повлекло за собой рост оплаты на 42616 рублей. Причинами простоев явились пересмотр договорных условий со станцией Кола; переход порта на работу по единому технологическому процессу со станцией Мурманск; подсортировка рыбопродукции с других судов при погрузке механических секций и вагонов, которая требовала дополнительных маневровых работ; поломки механических секций. Большая вина в простоях лежала на работниках «Севрыбсбыта» - задержка выдачи нарядов рыбному порту сдерживала отгрузку рыбопродукции.

Портовый флот в 1974 году имел 71 единицу. Ряд судов был списан. Но поступили и новые суда: буксир «Уран», спасательное судно «Гигант», плавмастерская «Кольская», лоцманский бот «Орленок», сборщик льяльных вод «Шквал». План нахождения буксиров в работе за 1974 год был выполнен на 116,2% (по плану требовалось отработать 77153 судо-часа, а было отработано 101321 судо-час). Ряд судов перевыполнил план. Многие из них уже не первый год шли впереди. Например, буксиры «Уран» (115,7%), «Кантовщик» (116,7%), «Рубин» (196,2%), «Мурманец» (114,6%), «Дерзкий» (108,7%), «Зоркий» (115,3%), «Ведущий» (116,1%), «Могучий» (123,6%), «Задорный» (112,4%), «Буревестник» (114,2%), «Альбатрос» (113,4%); водолазные катера «Водолаз» (123,2%), «Активист» (130,4%), «Передовой» (100,9%), «Дозорный» (125,0%), «Решительный» (129,4%); девиационные катера «Радиодевиатор» (126,6%), «Транспортник» (144,4%).

Важное место в деятельности порта занимала забота о заливе. Проводились дноуглубительные и очистные работы, очистка льяльных и замазученных балластных вод.

Еще в 1971 году портовики предложили каскадный метод очистки. Суть его в том, что рыболовецкие суда сдают воду на два нефтеналивных лихтера - «Захребетное» и «Кильдин», где эта вода отстаивается сначала в одной емкости, затем частично очищенная вода перерабатывается и отстаивается в другой емкости. В 1972 году таким способом было очищено 47 тысяч тонн нефтесодержащих вод, в 1974 году -81,7 тысячи тонн. Всего за 3,5 года (1972 год - 1 июля 1975 года) было переработано четверть миллиона тонн загрязненных вод. Экономический эффект от сжигания 17,7 тысячи тонн нефтесодержащих остатков составил за 1972 и 1974 годы 90,5 тысячи рублей.

В порту в то время было 8 нефтемусоросборщиков, которые занимались сбором загрязненной воды и мусора с поверхности Кольского залива. Строилась очистная станция.

Важное место продолжали занимать заготовки и отпуск материалов и топлива, снабжение береговых предприятий и промысловых судов электроэнергией, водой и паром. План по снабжению электроэнергией выполнен на 109%, паром - на 104%, водой - на 104,3%.

Все хозрасчетные подразделения порта с плановыми заданиями справлялись. Ремонтно-строительный участок выполнил план на 102,2%. План по капитальному ремонту был перевыполнен на 6,3%.

В 1974 году при общем выполнении плана реализации работ и услуг в целом по порту на 103,5% основные подразделения порта выполнили план следующим образом:

  • 1-й погрузочно-разгрузочный район -107%;
  • 2-й погрузочно-разгрузочный район - 106,6% (в том числе по погрузочно-разгрузочным работам в обоих районах порта план выполнен соответственно на 114,7% и 111,4%);
  • железнодорожное хозяйство -144,1%;
  • цех обслуживания -102,2%;
  • служба капитана порта -109,4%;
  • портовые мастерские - в 2,6 раза;
  • ремонтно-строительный участок -108,4%;
  • энергохозяйство -103,7%;
  • автоматическая телефонная станция - 116,6%.

Себестоимость переработки одной физической тонны груза составила 4 рубля 56 копеек, то есть на 30 копеек ниже плановой (снижена на 6,2%).

План по прибыли портом был выполнен на 105,3%; при плане 6500 тысяч рублей фактическая прибыль составила 6847,1 тысячи рублей. 347,1 тысячи рублей сверхплановой прибыли получили за счет непланируемой прибыли (поступление денежных средств за спасение иностранного судна, излишек материальных ценностей).

План по рентабельности тоже был выполнен: общая рентабельность составила 7,1% при плане 6,5%; расчетная рентабельность -6,9% при плане - 6,6%.

Сверхплановая прибыль, полученная в 1974 году, была направлена портом на выплату премий победителям социалистического соревнования (28 тысяч рублей), на оплату ремонта общеобразовательных школ (15 тысяч рублей) и была дочислена на фонды экономического стимулирования (287 тысяч рублей).

1975 год был завершающим годом девятой пятилетки. С самого его начала развернулось соревнование за досрочное выполнение годового и пятилетнего планов.

План по реализации работ и услуг портовики выполнили на 103,2%.

Производительность труда по порту составила 105%.

Общий грузооборот составил 2226,6 тысячи физических тонн, или 108,1% плана.

План по морскому грузообороту был выполнен на 108%.

По сравнению с 1974 годом, эти показатели были улучшены: общий грузооборот увеличился на 46,7 тысячи тонн (102,1%), морской грузооборот - на 47,4 тысячи тонн (102,3%).

Перевыполнение плана погрузочно-разгрузочных работ на 166,6 тысячи тонн было связано со сверхплановым поступлением материалов и топлива, с увеличением снабжения судов и береговых предприятий.

План погрузочно-разгрузочных работ в тонно-операциях был выполнен на 105,7% (вместо 2791,8 тонно-операций произвели 2950,6).

Коэффициент перевалки грузов в порту за год составил фактически 1,3 при плане 1,4. Увеличилось число перегрузочных механизмов -до 221 единицы. Появились в порту новые электропогрузчики, краны, другие механизмы.

План работ механизмами выполнен на 96,8%.


Причальная линия порта увеличилась с 2987 до 3092 погонных метров по грузовым причалам; с 878 до 904 погонных метров по причалам для ремонта и отстоя судов. Всего причальная линия выросла с 4339 до 4498 погонных метров.

За 1975 год порт обработал на 161 малотоннажное судно меньше и на 85 крупнотоннажных судов больше, чем в 1974 году.

Общее число обработанных портом судов снизилось с 3304 в 1974 году до 3228 в 1975 году за счет малотоннажных судов, так как увеличились сроки нахождения этих судов на промысле в связи с работой их с плавбазами.

Увеличение числа крупнотоннажных судов было вызвано благоприятной промысловой обстановкой в Баренцевом море, когда рейсообороты транспортных и промысловых судов сокращались из-за быстрого набора грузов, а также за счет пополнения состава флотов новыми большими морозильными траулерами.

Обработка судов также улучшилась. На 98 единиц увеличилось количество судов крупного тоннажа, обработанных в срок и досрочно. Их стало 621. Но в целом досрочность уменьшилась на 2541 судо-час, и это уменьшение почти целиком легло на обработку малотоннажных судов. С другой стороны, уменьшение досрочности и средней экономии на одно судно (с 1,7 до 1,4 судо-часа) было связано с повышением норм единовременной обработки судов в порту.

В результате улучшения технологии погрузочно-разгрузочных работ, более четкой организации труда на 278 единиц снизилось количество судов, обработанных с простоем, а простой по вине порта уменьшился на 1300 судо-часов.

Уменьшение интенсивной переработки рыбопродукции объясняется тем, что из-за неравномерной подачи вагонов и отсутствия нарядов на отгрузку вновь, как и в 1974 году, приходилось большое количество рыбопродукции выгружать не по прямому варианту, а перегружать в холодильники рыбокомбината и на складские площадки порта.

В 1975 году в порту было обработано 110885 вагонов (на 15100 вагонов больше, чем в 1974 году). Простой одного вагона в среднем сократился на 0,07 вагоно-часа и, соответственно, плата за пользование вагонами сократилась в среднем на 0,08 рубля за один вагон.

Количество судов в портовом флоте увеличилось в 1975 году лишь на одну единицу. На баланс портофлота были приняты буксир-спасатель «Пурга» и портовый буксир «Тороховец», а списан с баланса буксирный теплоход «Колхида».

План буксирами выполнен на 116,7%. Перевыполнили план буксиры «Портовик» (112,1%), «Борей» (105,5%). «Кантовщик» (114,9%), «Дерзкий» (119,6%), «Спартак» (125,9%), «Ведущий» (133,6%), «Руслан» (129,1%); водолазные катера «Задорный» (120,9%), «Уран» (128,8%), «Водолаз» (154,1%); девиационные катера «Орленок» (108,2%), «Транспортник» (140,2%) и другие суда.

Все хозрасчетные предприятия, которым планировались объемные показатели, с плановыми заданиями справились, кроме портовой мастерской. По РСУ (ремонтно-строительному участку) при общем выполнении плана объема работ на 109,4% на 17,4% был недовыполнен план по текущему ремонту. По ЭРНК не было выполнено задание по уничтожению четвертичной девиации.

При общем выполнении плана реализации работ и услуг на 103,2% основные подразделения выполнили план следующим образом:

  • 1-й погрузочно-разгрузочный район - на 103,4% (по погрузочно-разгрузочным работам - на 112,1%);
  • 2-й погрузочно-разгрузочный район на 103,7% (по погрузочно-разгрузочным работам - на 108,5%);
  • железнодорожный цех - на 121,6%;
  • цех обслуживания - на 103,7%;
  • энергохозяйство - на 103,5%;
  • служба капитана порта - на 107,3%;
  • ЭРНК- на 103,6%;
  • портовый флот - на 101,2%;
  • портовая мастерская - в 2 раза;
  • РСУ-на 128,3%;
  • АТС-на 119,3%.

С плановым заданием по реализации работ и услуг на сторону справились все подразделения порта.

Себестоимость переработки одной тонны груза в 1975 году составила 4 рубля 94 копейки, что ниже плановой на 46 копеек. Снижение себестоимости произошло в основном за счет перевыполнения плана погрузочно-разгрузочных работ на 166,6 тысячи тонн.

План прибыли в 1975 году был выполнен на 113,5% (при плане 5860 тысяч рублей прибыль составила 6651,3 тысячи рублей).

Сверхплановая прибыль (790 тысяч рублей) была получена за счет перевыполнения плана реализации работ и услуг.

Рентабельность порта в 1975 году была: общая - 6,1% (при плане 5,2%) и расчетная - 6% (при плане 5,2%).

Годовой план 1975 года порт выполнил 30 ноября, а пятилетний план - 28 ноября 1975 года.

В выполнении пятилетнего плана порт добился следующих показателей:

  • план по объему реализации работ и услуг был выполнен на 102,3%;
  • план по общему грузообороту - на 106,4%, сверх плана переработали 645,8 тысячи тонн грузов;
  • плановое задание по морскому грузообороту было выполнено на 108,6%;
  • экономия стояночного времени для промысловых и транспортных судов составила 22511 судо-часов, каждое судно в среднем обрабатывалось на 1,3 судо-часа досрочно;
  • производительность труда на одного работающего выросла за девятую пятилетку на 5,3% против плана

В целях дальнейшего улучшения обслуживания флотов и береговых рыбообрабатывающих предприятий в девятой пятилетке продолжали наращиваться производственные мощности порта:

  • на центральной котельной были дополнительно смонтированы и введены в действие два котла производительностью 100 тонн пара в час;
  • были введены в эксплуатацию магистральные тепловые сети от центральной котельной в северном районе порта;
  • для проводки судов к причалам южного района порта была построена береговая радиолокационная станция (БРЛС) «Обзор»;
  • был построен комплекс очистных сооружений для очистки балластных и льяльных вод;
  • было построено и введено в эксплуатацию 424 погонных метра новой причальной линии в южном районе и реконструировано 536 погонных метров в северном районе порта с заменой деревянных конструкций на металлический шпунт и каменную ограду с установкой на них 11 портальных кранов и 5 рыбоперегружателей.

За это время портофлот пополнился двумя мощными спасательными судами и буксирами, пятью судами специального назначения, шестью катерами и плавучей судоремонтной мастерской.

Грузооборот порта в 1976 году достиг более двух миллионов тонн, из них более миллиона тонн составляла рыбопродукция.

Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ на предприятии составил 98,1 %.

М.И.Сухарев, Т.Н.Николаевич, В.В.Кусков
История Мурманского морского рыбного порта (1934-1995 год)

Возврат к списку